Выборы в этом году пройдут по инновационной схеме – в три дня. Во многом, это дань пандемии и снижению эпидемиологической нагрузке, но и развитие довольно неплохо показавшей себя практике многодневного голосования этим летом, когда обсуждали поправки в Конституцию. Эксперты уверены, что это шаг навстречу избирателям, но нельзя не учитывать тех изменений, которые новый формат неизбежно будет требовать. Эти коллизии эксперты обсудили на площадке Экспертного института стратегических исследований. Подробности – в материале «ФедералПресс».
«Голосование – это сервисная услуга государства»
Этот год стал периодом активного развития избирательных технологий. Конечно, пандемия внесла свои коррективы, но нельзя сказать, что эти нововведения были совершенной новинкой. Руководитель департамента стратегических исследований и прогнозирования ЭИСИ Екатерина Соколова, открывая обсуждение, привела несколько интересных фактов об избирательном праве в различных странах. Например, в некоторых странах необходимо зарегистрироваться как избиратель, в противном случае, человек даже не учитывается в подсчете явки – таковых в США до 50 млн человек. Где-то, как в Бельгии, нельзя пропускать голосования, иначе можно лишиться избирательного права, а где-о есть специфические требования – семейное положение, образование, отсутствие судимостей по тяжким статьям.
В целом, по ее словам, выборы все больше становятся сервисной услугой со стороны государства и его, государства, задача – сделать процесс как можно более комфортным для граждан. И многодневное голосование тут показывает себя очень достойно. В середине апреля многодневные выборы были проведены в Южной Корее – наблюдалась рекордная за 28 лет явка. Но это не было уникальное решение. Во многих европейских странах выборы, как правило растягиваются на несколько дней, а в Индии – до 5 недель. Известен пример референдума о национальном флаге в Новой Зеландии, который суммарно длился 44 дня.
«Многодневное голосование непривычно для России, но это нормальный процесс во всем мире», – резюмировала Соколова.
Процесс не только нормальный, но и достаточно удобный, развивает эту мысль директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. Он отметил, что его коллеги проводили исследование в фокус-группах и большинство участников, особенно те, кто успел принять участие в голосовании по поправкам в Конституцию, позитивно оценили такую практику.
«Сделайте нам удобно»
По мнению эксперта, самый важный критерий – удобство избирателя, в частности, возможность самому выбрать время голосования. В определенном смысле, это один из критериев и в целом демократического строя того или иного государства – насколько оно готово стремиться делать жизнь гражданина более удобной, в том числе, и в электоральном плане. Словом, достоинств у перехода на «продленку» масса, а критика выглядит довольно слабой и неубедительной.
С этой позицией согласен председатель «Российского общественного института избирательного права» Игорь Борисов. Он подчеркнул, что СССР оставил сильное наследие с точки зрения избирательных процессов – это и время голосования с 8 до 20 часов, открепительные и многое другое. Тем не менее, происходит некая консервация процессов, которая выгодна, по оценке спикера, старым слабеющим партиям, которые не заинтересованы в появлении новых сильных партий и политических оппонентов.
«У людей есть запрос к государству: сделайте нам удобно. И государство идет на встречу, трехдневное голосование – один из таких шагов. Это удобно для избирателей», – подчеркнул Игорь Борисов.
Он обратил внимание и на то, что в день голосования крупные партии «занимаются подвозом, потому что им запрещено агитировать». И это, в том числе, один из поводов, развивать формы контроля за ходом голосования. В целом, есть необходимость в помощи государства в части организации наблюдательных процедур, разработки методов мониторинга, имеющих доверие у населения и специальная школа подготовки профессиональных наблюдателей.
«Избиратель активно откликнулся на новые нормы. Подавляющее большинство опрошенных считают многодневное голосование комфортным, это позволяет совмещать работу, учебу и различные планы. Обратное мнение только у 3 %», – добавляет член СПЧ при президенте РФ Александр Брод.
Он отметил, что есть люди, которые скептически относятся ко всем новшествам, тем более, если они исходят от государства. Тем не менее, меры контроля за прозрачностью голосования в последние годы довольно сильно снизили количество реальных жалоб на нарушения.
Однако, введение многодневного голосования – это только первый шаг. Но нужно уже сейчас задумываться и о том, что такое изменение провоцирует трансформацию сложившихся институтов. В частности, это изменение подходов к формированию низового уровня избирательных комиссий, где сейчас работают бюджетники за небольшую прибавку к зарплате, но при растягивании процесса во времени, будет увеличиваться и нагрузка на людей.
«Никакого дня тишины уже нет и в помине»
Но есть и более явные вещи, которые пока непонятно как будут существовать. И самый яркий – день тишины, которым всегда была суббота перед Единым днем голосования, когда запрещена в публичном пространстве и СМИ агитация в любой форме.
«Это иногда иллюзорная практика, но правила приличия все обычно соблюдают. Сейчас мы пробуем, возможно ЕДГ выявит особенности», – размышляет политолог Фирдус Алиев.
Что касается новшеств, включая электронное голосование, он привел в пример ситуацию, когда несколько лет назад банки стали предлагать онлайн-инструменты и многие отнеслись к ним скептически. Но сегодня ими пользуются практически повсеместно и главный критерий, который оценивают – доверие и прозрачность управления своими средствами.
Ремарка о будущем дня тишины вызвала дискуссию среди экспертов. Александр Брод констатировал, что сколько бы дней ни шло нынешнее голосование, день тишины остается в субботу 12 сентября. Екатерина Соколова парировала, что «никакого дня тишины уже нет и в помине», потому что «мы все живем онлайн»-- в телеграм-каналах, соцсетях и т. д.
«У нас будет интересный эксперимент – завтра «тишины» не будет, голосование начнется, а в субботу будет день тишины. Наши партии считают, что для победы все средства хороши. Посмотрим, как это будет происходить в пятницу и субботу. Запрет на размещение агитации на участках должен быть абсолютным. Надо думать, как регулировать агитацию – полной свободы быть не должно», – считает Игорь Борисов.
«Нет никакого дня тишины, надо уже забыть о нем. Телеграм, соцсети – это никак не учитывается. Время меняется, мы меняемся с ним, нужно этому времени соответствовать. Новшество с многодневным и электронным голосованием – это плюс, а минусы видят только политические импотенты, они нам неинтересны», – жестко подвел итог дискуссии гендиректор Центра политического анализа Павел Данилин.
Фото: Евгений Поторочин / ФедералПресс
Выборы-2020