Креативная индустрия. Этот термин наверняка до сих пор непонятен абсолютному большинству россиян, однако именно за этой отраслью, убеждены, специалисты, будущее отечественной, да и мировой экономики. Что скрывается за креативными индустриями, как будет развиваться этот сектор и в чем его перспективность, расскажем в материале «ФедералПресс» по итогам пленарной сессии Российской креативной недели.
Личность первична
Пленарная сессия Российской креативной недели прошла 12 сентября. Участники дискуссии, ведущим которой был известный журналист Владимир Познер, обсудили формирование самоидентичности российских креативных индустрий и реализацию экономического потенциала креативного сообщества России. Впрочем, как отметил Познер, пришло время говорить не просто об отрасли, об обществе в целом, о личности как таковой.
«В советское время говорили, что главное – коллектив. В этом случае говорить о креативности не приходится. Креативность – это личное. Если говорить о креативных индустриях, личность – первична, – пояснил свою позицию Владимир Познер. – Если так, то нам надо менять свое представление о роли личности. Надо холить и лелеять творческую личность».
Как это делать – задача, над решением которой бьются представители и власти, и бизнеса, и самой отрасли. Основы традиционно нужно закладывать в образовании. Причем это не просто обучение, считают эксперты, это еще и воспитание, это также умение вести социальные коммуникации. По словам главы Агентства стратегических инициатив Светланы Чупшевой, «это новые знания и компетенции, навыки, которые важно уметь применить в своем деле».
Эксперт Тереза Малика расширила это видение: образование – это «не учеба, а способ понимания того, что происходит вокруг тебя».
«Язык современного общества создается в диалоге всех креативных направлений. Культурные институции – это канал коммуникации между государством и обществом, который часто очень успешны, но часто не находят понимания, поддержки. Надо налаживать пути коммуникаций», - отметила госпожа Малика.
И здесь нужно думать не только о развитии искусственного интеллекта, а об интеллекте вообще – без этого развитие и успех в современном мире невозможен. Повышать интеллектуальный уровень можно по-разному. Но, по мнению руководителя Книжного союза Сергея Степашина, самым надежным способом являются книги. С одной стороны, отметил Степашин, «чем больше развитых людей, тем сложнее с ними работать, управлять ими», с другой – без них невозможно развитие.
Эту мысль подхватил и Владимир Познер: с самостоятельно думающими, творческими людьми сложнее, «с ними труднее иметь дела, чем с рабами».
«Но надо решить, какой ты хочешь видеть свою страну, – считает журналист. – В этом смысле вопрос о креативной индустрии ключевой – в ней могут быть только люди самостоятельно думающие».
По словам первого замглавы президентской администрации Сергея Кириенко, «потребуется делать серьезные выводы с точки зрения законодательства и инфраструктуры, с точки зрения системы образования». Важно понять, как создать эффективную систему отбора творческой, перспективной молодежи и создать для нее условия для развития.
Драйвер экономики
Сложно отрицать, что креативные индустрии, которых сейчас насчитывается четырнадцать, но этот список постоянно расширяется и будет расширяться, стали важной составляющей экономического развития любой страны. Хотя еще недавно творческие люди, непохожие на других, воспринимались как баловни, делающие что-то просто в свое удовольствие. И как-то незаметно «условное баловство», как выразился Сергей Кириенко, превратилось в большой бизнес. Креативные индустрии наращивают свою долю в валовом продукте и включаются в конкурентную борьбу за новации, они становятся «ключевым параметром конкурирования стран друг с другом».
Кириенко уверен, что настало время, когда государство должно задуматься о поддержке креативных индустрий. Она уже оказывается. Например, даже сама Российская креативная неделя проводится на средства, полученные через Фонд президентских грантов.
Но нужно мыслить шире – отрасли необходимо создавать условия для развития, а значит, «нужно говорить о фундаментальных вещах».
«Драйвер развития смещается из сырьевых отраслей в отрасль креативных индустрий. Россияне отличаются творчеством, непредсказуемостью, смекалкой – это мы умеем, это дает нам конкурентные преимущества, – отметил Сергей Кириенко. – Но под это надо сформировать систему. Это потребует изменения законодательства».
Креативные индустрии – это как раз та отрасль, когда инициатива (даже в сфере правого регулирования) должна идти снизу, от самих участников рынка, а не навязываться сверху, властями. Кириенко даже привел слова одного из экспертов, как нельзя лучше описывающих эту ситуацию взаимодействия креативных индустрий с государством: «для представителя власти важно иметь поменьше рот и побольше уши».
Потенциал для развития креативной отрасли действительно велик. На текущий момент драйверами развития являются несколько регионов. Например, в Москве доля креативных индустрий в экономике столице составляет 19%, в Санкт-Петербурге – 12%, в Тюмени – 9%. Это вполне сопоставимые цифры с показателями других мировых столиц и мегаполисов, но это не потолок.
В этом абсолютно уверен нижегородский губернатор Глеб Никитин, для которого поддержка креативных индустрий, образования, культуры, IT-отрасли – не пустые слова и не громкие обещания. При этом он признает, что пока в обществе нет полного принятия креативных индустрий и понимания того, что это – своего рода эксперимент.
«А эксперимент всегда имеет право на ошибку. То, что мы получаем, может нравиться, а может и не нравиться. Противоречивость современного искусства должна быть принята и воспринята», – отметил губернатор.
Вместе с тем креативные индустрии в Нижегородской области – это то, во что действительно вкладывает регион в последние годы, и что позволило сдержать отток населения прежде всего в Москву, где больше возможностей реализовать свое творческое «Я».
В развитии креативных индустрий не нужно бояться регуляторики. Как бы это странно ни казалось, но и творческие сферы будут эффективно работать, только понимая четкие правила игры. Режиссер Тимур Бекмамбетов, например, считает, что «если не будет правил, ничего не будет развиваться».
«В США законы гораздо жестче, и тем не менее, люди развиваются. Там есть инфраструктура для развития. Я за то, чтобы государство устанавливало правила и защищало интересы людей, – отметил Бекмамбетов. – Нужно подготовить площадку, создать среду, в которой огромное число людей сможет себя реализовывать, проводить время, обсуждать проблемы – это то, что важно сейчас, и времени на это очень мало».
Сергей Кириенко, выслушав участников обсуждения, дополнил тему регуляторики сферы креативных индустрий простым примером, доказывающим, что «наличие правил не всегда является ограничением». Когда водителя останавливает на дороге сотрудник ГИБДД, это неприятно, но вряд ли кто-то захочет, чтобы завтра с дорог убрали всех гашников и в отсутствии регулирования дорожного движения какой-нибудь пьяный, неадекватный водитель вылетел на встречную полосу и столкнулся с тобой лоб в лоб.
Очевидно, что правое регулирование креативной сферы станет одним из важных направлений деятельности российских властей в ближайшее время. Но важно и то, что идеи для него будут высказаны самой отраслью.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский, common.wikimedia.org / Dmitry Rozhkov