Забайкальский край, как и многие другие регионы Дальнего Востока, – золотая жила для потенциальных инвесторов. Еще до пандемии коронавирусной инфекции в регион начали вкладывать средства. Но массовая зараза притормозила развитие многих из существующих проектов, которые отложены на неопределенное время, пока ситуация в экономической среде не стабилизируется. Как сегодня обстоят дела с инвестиционной привлекательностью Забайкальского региона, почему он до сих пор финансово не процветает, несмотря на имеющиеся ресурсы, и что его ждет в будущем – в спецпроекте «Паспорт региона Дальнего Востока» на «ФедералПресс».
Что есть в Забайкалье?
В последние годы Забайкальский край привлекает все больше внимания инвесторов. В 2020 году в регионе реализуют 32 инвестиционных проекта, заключено 15 соглашений о сотрудничестве. Зампредседателя правительства региона Михаил Чуркин заявил, что в будущем году власти планируют начать реализацию 62 проектов, также в планах заключить 44 договора с инвесторами.
Сейчас в регион вложено около 25 миллиардов рублей, создано 678 рабочих мест. По словам Чуркина, это далеко не предел – Забайкалье сможет увеличить сумму инвестиций в этом году до 42 миллиардов рублей.
В привлечении инвесторов особую роль сыграла территория опережающего развития «Забайкалье», которая функционирует в регионе с августа 2019 года. Именно ее интенсивное развитие привлекает внимание финансовых партнеров. Как отмечают местные региональные власти, ни одна из территорий опережающего развития на Дальнем Востоке (а их около 20) не развивалась так быстро, как ТОР «Забайкалье».
«Помимо динамичности развития ТОР «Забайкалье» имеет еще одну значимую особенность – с момента создания она стала самой большой на Дальнем Востоке. В ТОР были включены участки, расположенные на территории 23 муниципальных районов и двух городских округов. Общая площадь составила более 5,3 миллиона гектаров, а это свыше 10 процентов площади Забайкальского края», – отметил Михаил Чуркин.
Это означает, что стать резидентами ТОР может гораздо больше предприятий из самых разных сфер деятельности. Например, в этом регионе можно создавать новые и развивать старые лесоперерабатывающие предприятия. Предпосылки к этому есть: край находится на восьмом месте по стране по запасам лесных ресурсов – они занимают 30,79 миллиона гектаров, и даже пожары в 2019 и 2020 годах не смогли нанести им по-настоящему катастрофический ущерб.
Забайкальский край также готов стать центром притяжения туристов. Помимо Байкала, который привлекает сотни гостей со всей страны и из-за рубежа, в крае существует 88 особо охраняемых природных территорий, в том числе и два крупных государственных заповедника. Все, что нужно сделать властям, это улучшить или даже создать заново туристическую инфраструктуру, которая могла бы привлечь людей.
«В Забайкалье определен перечень приоритетных отраслей экономики. Мы готовы поддержать проекты в области сельского хозяйства, растениеводства и животноводства, рыболовства, производства пищевых продуктов, текстильных изделий, одежды, лекарственных средств и другие», – говорил ранее губернатор Забайкалья Александр Осипов.
Правительство поддерживает предпринимателей
В период интенсивного распространения коронавирусной заразы и введенных ограничений, которые повлияли и на сферу бизнеса, забайкальские власти не оставили предпринимателей без поддержки. В регионе начали выдавать адресную финансовую помощь, предпринимателям выдают кредиты на поддержку бизнеса, устраивают встречи, семинары, совещания, дают советы.
Особое внимание уделяется сельскохозяйственным предприятиям. В регионе насчитывается около 1,7 миллиона гектаров неиспользуемых и малоиспользуемых сельхозугодий, которые подходят для выращивания зерновых культур. Чтобы сделать эту отрасль более популярной, в регионе придумали знак качества «Забайкалье», чтобы маркировать местную качественную продукцию. По данным местных властей, многие инвесторы заинтересовались краем и планируют в этом году вложить миллионы в развитие этой сферы.
Один из примеров – СПК «Черновский овощевод», который вложит 700 миллионов рублей в развитие собственного проекта на ТОР «Забайкалье». Компания планирует создать в регионе оптово-логистический центр с цехами по переработке, фасовке и складированию овощей, которые здесь выращивают. Если все пройдет гладко, то местные фермеры смогут без проблем сбывать продукцию жителям Забайкалья или других регионов.
Проблемы инвестиций – куда без них?
Но у каждого региона Дальнего Востока свои препятствия для планомерного и выгодного всем развития. На то есть несколько причин, сугубо распространяемых именно на Дальневосточный федеральный округ.
Географическая удаленность – без вариантов. Эта проблема могла бы быть решена, если бы транспортная инфраструктура находилась в годном и развитом состоянии. Безусловно, в Забайкальском крае есть дороги, которые соединяют Читу и другие регионы, а также ведут в Китай и Монголию. Например, трасса между населенным пунктом Дарасун и Монголией, дорога между Забайкальском и Приаргунском, Борзей и Соловьевском – всего около 7,5 тысячи километров.
Также в регионе существуют такие судоходные реки, как Шилка. Действует и крупный аэропорт в Чите – его грузооборот насчитывает 2,6 миллиона тонн в год. Рейсы постоянно отправляются в Москву, Иркутск, Владивосток, Китай и Монголию.
Но если смотреть объективно, для реализации всего потенциала Забайкалья этого недостаточно. Поэтому в регионе идет строительство и ремонт сотен километров дорог, которые улучшат транспортную доступность Забайкалья.
Существует и другая проблема. В рейтинге инвестиционного климата еще в 2019 году Забайкалье оказалось на 84-м месте из 85-ти. Зампредседателя правительства Михаил Чуркин в прошлом году отметил, что такая ситуация недопустима.
«Нужно сказать, что рейтинг этот – опросный. Мы проводили стратегическую сессию Агентства стратегических инициатив в Забайкальском крае. Какие-то системные проблемы мы здесь не обнаружили. На часть вопросов респонденты просто не ответили. То ли респонденты уже неактуальные и надо обновить этот список. У нас, конечно, ситуация не самая лучшая, но, в отличие от других регионов, каких-то системных проблем не обнаружено», – заверил Чуркин.
Еще в прошлом году специалисты сообщали, что в регионе нет какой-то стройной системы по привлечению инвесторов. Однако не стоит забывать, что даже местной территории опережающего развития всего около года, так что многое еще остается впереди.
Кроме того, губернатор Александр Осипов поставил задачу в ближайшие годы вывести Забайкалье в топ-30 рейтинга инвестиционного климата.
Не стоит забывать, что существует и кадровая проблема. Впрочем, как и везде на Дальнем Востоке. Молодое поколение уезжает учиться и работать в центральную часть России. Власти, конечно, призывают молодежь получать образование и оставаться работать в Забайкалье, но пока видимых результатов не видно.
Только в январе 2020 года из региона уехало 2022 человека, а прибыло всего 1574. Потери составили 448 человек. Для сравнения, в прошлом году в январе из Забайкалья уехало всего 224 местных жителя. Но все это системные проблемы, по словам зампредседателя регионального правительства Михаила Чуркина.
Другие условия
Забайкальский край вошел в состав ДФО относительно недавно, но все равно разными региональными программами был привязан к Дальнему Востоку, отметил в беседе с «ФедералПресс» директор центра региональной политики РАНХиГС и доктор экономических наук Владимир Климанов.
«На Дальнем Востоке не действуют правила, которые работают в центральной части России и на Урале. В ДФО многие показатели социально-экономического развития носят экстремальный характер. Восемь процентов жителей на 40-процентной части страны предполагают другие правила. Разные факторы на Дальнем Востоке, в том числе и Забайкалье, будут играть другую роль. Это касается и бизнеса, и государственных структур», – говорит специалист.
Транспортировка грузов в себестоимости продукции в ДФО будет занимать большую долю. В центральной России перевозка продукции обходится дешевле. Кроме того, по словам экономиста, в том же Забайкалье рынок потребления совершенно ограничен.
«На Дальнем Востоке должны действовать иные модели инвестиционной привлекательности. То, что работает в Татарстане или Калуге, может не иметь успеха в Забайкалье. Поэтому все национальные рейтинги оттягивают регионы Дальнего Востока вниз. Это понятно многим, поэтому президент Владимир Путин поручил дотягивать ДФО до среднего по России уровня. Это все в полной мере касается и Забайкалья. Сказать жителю европейской части страны, что поезд между двумя станциями может идти больше суток, они не поверят. Они просто могут не осознать таких расстояний, масштабов, а на Дальнем Востоке это нормально», – добавляет эксперт.
По его словам, инвестиционная привлекательность Забайкалья составляют горнорудная промышленность, очагово – сельскохозяйственная сфера, единичные случаи обрабатывающих предприятий, ориентированных на оборонные госзаказы.
«Ничего необычного я в этом не вижу. Перспективы инвестиционного развития регионов ДФО ограничены. Даже выход на Китай ситуации не решает. Помимо прочего, Забайкалье выполняет стратегические государственные задачи. Об этом часто забывают. А ведь одной из главных задач Дальнего Востока является также решение геополитических и геостратегических задач. Они являются важной составляющей социально-экономического развития территории», – резюмирует специалист.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова, 75.ru
Паспорт регионов Дальнего Востока