Социальные сети давно стали любимым способом для досуга современного человека. По последним данным их суммарная аудитория превысила 3,8 млрд человек и уже совсем скоро должна перешагнуть психологическую отметку в 4 миллиарда. И не последнюю роль в этом играет TikTok – социальная сеть, разработанная китайской компанией ByteDance в 2016 году. Всего за четыре года число пользователей сервиса превысило миллиард человек. В России аудитория только в этом году достигла 20 миллионов. Большая сила требует большой ответственности, поэтому государства начали следить за деятельностью сервиса в своих странах. Какая судьба ждет самую развивающуюся социальную сеть в России, читайте в материале «ФедералПресс».
В России по российским законам
Пока в США Дональд Трамп пытается «отжать» часть бизнеса китайской ByteDance якобы из-за того, что сервис может стать угрозой для национальной безопасности Америки, в России TiKTok чувствует себя достаточно уверенно. Причина проста: еще в сентябре прошлого года китайцы открыли официальный офис в Москве, тем самым легализовали работу сервиса на территории РФ. Буквально за месяц до этого в Роскомнадзоре состоялась встреча представителей ведомства и китайской социальной сети. Темой стало исполнение российского законодательства, в том числе в части хранения и обработки персональных данных пользователей.
Иначе говоря, китайцы беспрекословно пошли на контакт и заявили, что приняли правила игры на территории страны, где они намерены развиваться. По мнению директора РОЦИТ Сергея Гребенникова, заинтересованность китайской компании ByteDance российским рынком, позволила TikTok плотно интегрироваться в отечественное медиапространство. «Можно быть уверенным, что в России TikTok не ждут санкции, подобные американским. Все потому, что компания пришла на российский рынок и уже вскоре юридически оформила свою деятельность. А это означает, что площадка продолжит завладевать умами и смартфонами людей», – отметил эксперт.
В отличие, кстати, от тех же американских компаний и сетей Facebook и Twitter, которые уже долгое время представлены в России, но зачастую игнорируют требования федерального законодательства. Они до сих пор не открыли офисы и не стремятся делиться информацией о хранении персональных данных россиян. В феврале этого года за нарушение российского законодательства Facebook и Twitter были оштрафованы на 4 млн рублей каждая. За повторное нарушение им грозит штраф в 18 млн рублей. Впрочем, для них это капля в море: только Facebook в прошлом году заработал 70 млрд долларов, поэтому такие штрафы не сильно мотивируют их что-то менять в своем российском сегменте.
Доводить ситуацию до запретов – не выход, считает управляющий партнер «ЭБР» Александр Журавлев. «Чтобы мы смогли эффективно взаимодействовать с такими крупными компаниями, необходимо использовать метод кнута и пряника. Во-первых, нужно упростить работу в части официальной регистрации IT-компаний, во-вторых, следует обдумать формы налоговых льгот для компаний, которые захотят официально работать в России, – подчеркнул эксперт. – Старые методы контроля, вроде блокировок или замедления трафика, не действуют: сейчас каждый знает, что такое VPN. Только создание комфортных условий для бизнеса может повлиять на уровень роста нашей экономики. Но это сделать необходимо, так как сейчас на рынке России есть те, кто вынужден нести дополнительные расходы и те, кто эти расходы не несет».
И причина не только в желании России вывести социальные сети из «серой» зоны. Интернет в последние годы стабильно рос в нашей стране. По разным данным им пользуются от 100 до 120 млн человек, а в социальных сетях ежедневно сидят около 70 миллионов. Резкий отказ от той или иной популярной площадки может вызвать у населения крайне негативную реакцию. А это, конечно, никому не нужно.
Впрочем, один подобный прецедент уже имел место. Социальная сеть для поиска и установления деловых контактов LinkedIn 17 ноября 2016 года была внесена Роскомнадзором в реестр нарушителей закона о персональных данных: ведомство обвинило ее в обработке персональных данных без согласия пользователей и хранении информации о россиянах за пределами страны. На сегодня блокировку так и не сняли, хотя в LinkedIn число зарегистрированных пользователей давно перевалило за полмиллиарда. И, да, компания также располагается в США.
Но причиной блокировки может стать не только проблема с хранением и обработкой персональных данных, но и с нежеланием делиться ими. История с Telegram заставила вновь пересмотреть одну из функций социальных сетей в обществе – право на тайную переписку. Стало понятно, что доступ к персональным данным могут получить и третьи лица. По закону они имеют на это полное право. Из-за этого социальные сети перестали напоминать записную книжку с крепким навесным замком, а превратились в тетрадки с прозрачными обложками. Тот факт, что Telegram вновь стал легальным в России косвенно свидетельствует, что его владельцы признали готовность при необходимости делиться персональными данными своих пользователей.
«Маленькое комьюнити»
Согласование юридических нюансов с TikTok упростило жизнь обеим сторонам: китайская платформа продолжит свободно развиваться на динамичном и платежеспособном рынке, а Россия сможет использовать площадку для диалога с молодежью и подрастающим поколением, ведь основная аудитория сервиса в нашей стране – дети и подростки (43 % от общего числа пользователей). TikTok при правильном подходе может стать главной информационной площадкой молодого поколения, с одной стороны. С другой, как считает директор РОЦИТ Сергей Гребенников, все не совсем так. «TikTok популярен именно потому, что он такой, какой есть. Если кто-то будет пытаться перестроить эту площадку, стремясь насильно добавить в нее элементы, например, образовательного контента, молодая аудитория его быстро покинет. Нужно признать, что в TikTok достаточно пошлого и низкокачественного контента. Но именно из-за этого он и привлекает внимание», – считает эксперт.
При этом площадка совсем непопулярна среди взрослого населения страны, поэтому дети понимают, что могут свободно самовыражаться именно в TikTok. «У нынешних десятилетних очень молодые родители, для которых интернет, социальные сети, месседжеры – значимая часть их жизни, где они чувствуют себя уверенно. Дети просто не хотят, чтобы родители следили за их поступками и общением. Как у многих было в детстве? Мы часто выходили гулять и отправлялись в места, куда нам не разрешали. И, конечно же, потом об этом ничего не говорили. Это была информация для нашего маленького комьюнити, куда не входили взрослые. И современные дети ничем от юных нас не отличаются», – пояснил Сергей Гребенников.
По мнению члена Общественной палаты РФ Александра Малькевича, TikTok имеет все шансы немного подкорректировать свой курс и превратиться в площадку, где можно получать, в том числе и образовательный контент. Но для этого придется вложить очень много сил. «Поэтому стоит вопрос, насколько готовы заказчики и исполнители переработать полезный контент так, чтобы он был интересен пользователям платформы. Здесь не нужны лекции, а нужен яркий контент. И с этим пока есть трудности», – добавил член Общественной палаты.
Малькевич отметил и негативные тенденции TikTok, с которыми также придется работать. Он подчеркнул, что это площадка учитывает современные тенденции и делает упор на клиповость мышления. Кроме того, у нее есть и более глобальные проблемы. Она мотивирует молодых людей гнаться за хайпом, что толкает создателей контента на некорректные и неэтичные действия. «Другая проблема заключается в том, что TikTok превратился в России в платформу политического характера. Сейчас ее используют, чтобы нагнетать антироссийские настроения через песни и пляски. Это, конечно, тревожная тенденция, но чтобы ее изменить, нам придется действовать по законам TikTok», – констатировал Малькевич.
Фото:ФедералПресс /Евгений Поторочин