Top.Mail.Ru
Экология
Камчатский край
0

Камчатский мор. Кто мог стать виновником экологической катастрофы на Халактырском пляже

Власти и правоохранительные органы сейчас разбираются в ситуации
Власти и правоохранительные органы сейчас разбираются в ситуации

Экологическую катастрофу на Камчатке сегодня обсуждает вся Россия. Сегодня генпрокуратура направила в СК РФ материалы для возбуждения уголовного дела по поводу загрязнения океана близ Халактырского пляжа. Ранее ведомство предоставило данные исследования проб воды на Камчатке. Согласно официальной информации, норма по содержанию нефтепродуктов превышена в 4 раза, по фенолу - в 2,5 раза. Происшествие на Халактырском в высшей степени загадочное: окончательные причины массовой гибели морских животных и ожогов глаз у отдыхающих до конца неизвестны. Удивительно, что произошло это все в одном из самых загрязненных мест Дальнего Востока. Рядом с Халактырским пляжем находится многопечальная Авачинская бухта, где за последние 20 лет произошли десятки самых разных аварий. В воду сбрасывали все что ни попадя – от нефти до аммиака. Что же произошло на этот раз и кто является вероятным виновником экологического бедствия – в материале «ФедералПресс».

Грязные ворота Камчатки

30-километровый Халактырский пляж, расположенный недалеко от Петропавловска-Камчатского, является одним из наиболее популярных мест отдыха у туристов всех мастей – в том числе, иностранных. Едут сюда, прежде всего, за красивыми видами. Прекрасная панорама, черный песок (из-за высокого содержания железа), сивучи и тюлени. Купаться на пляже, правда, смогут только «моржи»: даже летом температура воды там редко поднимается выше 6 градусов Цельсия. Да и к тому же это не всегда безопасно: совсем рядом находится Авачинская бухта, которую еще называют Авачинской губой. Это главные транспортные ворота Камчатки, и судоходство там весьма оживленное. Кроме того, бухта густо утыкана объектами Тихоокеанского флота. Обилие кораблей, подводных лодок и нефтеналивных судов негативно сказывается на экологии окружающей среды – утечки нефтепродуктов происходят там с завидной регулярностью. Это касается все прилегающей к Авачинской бухте территории. Например, по соседству с Халактырским пляжем, на северном берегу озера Приливное, находится нефтехранилище ТОФ. Неподалеку от него расположена крупная свалка.

О печальном состоянии местных вод говорят уже несколько десятилетий. Активное судоходство, слив сточных вод, регулярные аварии, хранилища ядерных отходов – все это привело к тому, что Авачинская губа стала чрезвычайно грязной. Проблем добавляют и затонувшие остовы судов возле городского берега. В свое время их продали на металл; новые владельцы срезали, что могли, остальное затопили – и эти железные останки до сих пор отравляют океан. Поднять со дна их планируют лишь через несколько лет, когда появятся деньги.
Словом, проблем с чистотой моря в этих местах хватало всегда. Однако действительно серьезных ЧП, приводивших к массовой гибели морских обитателей, было не так много. И виновники подобных происшествий известны. О них – ниже.

Военные vs Гражданские

Если посмотреть на карту, станет понятно, что главными «подозреваемыми» в нынешней истории с Халактырским пляжем являются военные. Даже если не знать о наиболее вероятной версии произошедшего (утечка ракетного топлива), догадка напрашивается сама собой. Пляж буквально окружен различными военными объектами. Оно и понятно: все-таки Петропавловск является важнейшей базой ТОФ. Рядом находятся несколько военных стрельбищ, военный центр подводного наблюдения, береговая батарея, хранилище крылатых ракет, склад боеприпасов, дивизион ПВО… Про нефтехранилище флота мы уже писали выше. В районе Авачинской губы находится база флота, там также расквартированы морские пехотинцы. На западном берегу губы, в Вилючинске, базируются подлодки – которые выходят в океан, опять же, через горловину бухты, недалеко от пляжа.

И экологи, и местные власти уже много лет жалуются на флотских. Причин для претензий масса – начиная от банальных разливов нефти при перекачке до свалок мусора на берегу. В конце «десятых», когда нынешний полпред Юрий Трутнев был главой Минприроды, ведомство требовало от командования ТОФ навести порядок. Однако ситуация с тех пор не особенно улучшилась. Справедливости ради стоит отметить, что военные нечасто становятся виновниками действительно серьезных происшествий. Один из наиболее значительных инцидентов произошел пять лет назад в Вилючинске. В августе 2015 года на военном пирсе случилась утечка ракетного топлива. При транспортировке баллистической ракеты с судна-ракетовоза в море попали остатки окислителя. Пострадавших в тот раз не было. Не наблюдалось и массовой гибели морских обитателей – их в районе базы ТОФ и так почти не осталось.

Как рассказал «ФедералПресс» председатель совета общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» Дмитрий Лисицын, задолго до этого военные также оказывались в центре скандала. И тоже из-за ракетного топлива.

«На военном полигоне Радыгино, который находится недалеко от Халактырского пляжа, больше 20 лет хранится вышедшее из употребления ракетное топливо. В конце 90-х военные пытались его попросту сжечь. Это вызвало негодование у местных жителей. Привлекли внимание прессы, местных властей, командования. В итоге этот процесс остановили», - рассказал Лисицын.

Куда чаще виновниками экологических бедствий становятся гражданские суда. В 2007 году, например, в морском рыбном порту произошла утечка аммиака с судна «Зенит». Из-за разгерметизации холодильников в море попало почти две тонны вещества – его, к счастью, успели быстро собрать.

Спустя год произошло одно из наиболее серьезных экологических ЧП в бухте – с танкера «Игрим» вытекла почти тонна мазута. Подобные инциденты, хоть и небольшие, происходят практически каждый год: из-за халатности моряков, из-за пожаров и аварий… Так что к тем же нефтеразливам местные давно привыкли – в конце концов, это проблема всех портовых городов ДФО. Однако ни один из подобных случаев не становился причиной действительно серьезных бедствий.

Упрямая статистика

В целом, если посмотреть на сводки происшествий в акватории Авачинской бухты, вывод напрашивается сам собой. Гражданские суда, хоть и становятся виновниками экологических бедствий в разы чаще, загрязняют море более-менее привычными веществами. Как правило, речь идет о разливах нефти, которые, хоть и наносят урон морским жителям, но не являются слишком серьезными. Военные же отмечаются именно в ЧП с использованием более экзотичных материалов – например, ракетного топлива. Сейчас многие специалисты настаивают именно на версии с утечкой данного вещества.

Первое, на что обращают внимание эксперты, это отсутствие открытых следов нефтяного загрязнения на Халактырском пляже.

«При разливе нефтепродуктов море покрывается характерной пленкой. Нефть попадает на скалы, на пляж. Это мы наблюдаем во всех авариях, происходящих близ побережья. Например, когда танкер попадает на мель и получает пробоину. В случае с Халактырским пляжем ничего подобного нет. Там бы весь берег был в нефтепродуктах, в случае чего», - рассказал «ФедералПресс» доктор биологических наук Владимир Раков.

Он отметил, что пострадали именно донные организмы, что для «нефтяных» ЧП нехарактерно. В случае утечки мазута пострадали бы, прежде всего, птицы. Нефть оседает на дно очень медленно, и не заметить ее попросту невозможно. Как сообщили накануне в правительстве Камчатского края, на месте предполагаемого разлива погибло 95 % донных организмов. А вот морские пернатые не пострадали.

Кроме того, наиболее частая причина разливов нефти – инциденты при заправке или перекачке топлива. Происходит она внутри Авачинской губы – военные, например, заправляются в Раковой бухте. Халактырский пляж находится в другой стороне. Это косвенно подтверждается итогами проверки Генпрокуратуры РФ. Следы ГСМ обнаружили только в пробах воды, взятой с пляжа – в соседних бухтах ничего криминального нет.

Владимир Раков, как и многие его коллеги, полагает, что причиной беды стало именно ракетное топливо.

«Или в 1998, или в 2000 году на полигоне Радыгино уже был инцидент с этим топливом. Военные начали его сжигать, ядовитое облако распространилось на прилегающие территории. Пострадали люди, которые отдыхали в лесу возле полигона. У них тоже были ожоги глаз, рвота. Симптомы напоминают те, с которыми сейчас обращаются пострадавшие», – рассказал он.

Отработанное топливо хранится на полигоне больше 20 лет, с тех пор, как расформировали местную зенитную часть. Егохранят в баках, которые за прошедшее время должны были порядком проржаветь: следить за их состоянием попросту некому. Радыгино находится всего в 10 километрах от берега моря, рядом протекают ручьи, которые стекают в океан. Если какой-то из баков дал течь, топливо легко могло просочиться по водоемам – тем более, что перед катастрофой шли сильные дожди.

Последнее слово будет за специалистами, которые изучают пробы воды. Как пояснили «ФедералПресс» в правительстве Камчатки, анализы пришлось отправить в Москву: в регионе просто нет подходящего оборудования. Однако Владимир Раков сомневается, что изучение воды сможет что-либо дать.

«Если мы говорим о пробах воды. Специалисты будут изучать, прежде всего, планктон, который в ней живет, смотреть на его состояние. Однако эти организмы быстро восстанавливаются. Погибший планктон быстро сносит течением, иногда это дело нескольких часов. Поэтому анализ воды вряд ли является действительно эффективной мерой. Более очевидные результаты даст изучение более долгоживущих организмов – например, крупных моллюсков», - полагает ученый.

Ситуация прояснится в ближайшие дни. Генеральная прокуратура взяла для проверки почти тысячу образцов воды, песка, воздуха с места происшествия. Сейчас за дело, по идее, возьмется Следственный комитет. Правоохранители займутся и военными объектами.

«Чтобы проверить информацию о возможной утечке захороненных отходов Козельского и Радыгинского полигонов, прокуратура изучила данные объекты. Оценку их соответствия требованиям закона дадут вместе с образцами исследований», - сообщили сегодня в ведомстве.

Фото: kamgov.ru, wikimapia.org

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.