Top.Mail.Ru
Экономика
Приморский край
0

Докеры против Москвы. Почему директора FESCO закидали касками во Владивостоке?

Целую неделю во Владивостокском торговом морском порту не утихают протесты рабочих
Целую неделю во Владивостокском торговом морском порту не утихают протесты рабочих

Целую неделю во Владивостокском торговом морском порту не утихают протесты рабочих. Причиной недовольства докеров стало увольнение гендиректора порта Заирбека Юсупова. Портовики не согласны с кадровой политикой руководства компании, которая решила сменить весьма эффективного менеджера на неизвестного им человека. Что на самом деле происходит в ВМТП и почему транспортная группа FESCO решила таким образом решить судьбу порта? Об этом - в материале «ФедералПресс».

Уволили, чтобы не платить долги

Владивостокский морской торговый порт принадлежит транспортной группе FESCO. Сама компания – один крупнейших в России операторов портовой инфраструктуры. Ее создали на базе Дальневосточного морского пароходства. Несмотря на это, «прописана» группа компаний в Москве.

FESCO принадлежит железнодорожный оператор «Трансгарант». Кроме того, группа владеет контрольным пакетом акций компании «Русская тройка». Это предприятие является оператором фитинговых платформ (платформа, предназначенная для перевозки крупнотоннажных контейнеров. - Прим. ред.).

Однако основной актив компании составляет именно Владивостокский морской порт. По данным пресс-службы ВМТП он составляет более 70 процентов всей транспортной группы. В последние годы дела у порта идут более чем хорошо. С 2016 года оборот грузов вырос в два раза – с 5,6 до 11,9 миллионов тонн. В порту обновили краны и оборудование, привлекли многомиллионные инвестиции на реконструкцию и модернизацию порта. Кроме того, за последние четыре года серьезно выросли зарплаты докеров – в среднем с 83 до 144 тысяч рублей. Число работников тоже выросло – с 2000 до 2400 человек.

Как рассказали «ФедералПресс» в пресс-службе порта, на фоне успехов руководство FESCO заставило ПАО «ВМТП» взять кредит в банке ВТБ. Речь идет о сумме в 600 миллионов долларов, которые ушли в московский офис транспортной группы.

«По решению наблюдательного совета всю эту сумму в виде займа передали компаниям FESCO для погашения долга перед кредиторами. Таким образом транспортная группа FESCO фактически заняла средства у порта с обязательством вернуть», - пояснил представитель ВМТП.

Вот только гасить задолженность никто до сих пор никто не собирается. На данный момент долг вырос до 800 миллионов долларов. У порта, несмотря на все успехи, попросту нет денег на погашение такого займа. Поэтому в начале сентября гендиректор ВМТП Заирбек Юсупов обратился к FESCO с просьбой вернуть хотя бы часть средств. Эти деньги планировалось потратить на модернизацию порта. Ответ столичного руководства не заставил себя долго ждать: 30 сентября наблюдательный совет FESCO заявил о смене Юсупова другим гендиректором. Одной из причин, по заявлению руководства компании, стало «ухудшающаяся финансовая ситуация в порту».

Как отмечает владивостокский журналист Андрей Калачинский, докеры расценили смену Юсупова как попытку рейдерского захвата ВМТП. Впрочем, что именно он имеет в виду под «рейдерским захватом», Калачинский пояснять не стал.

«Судя по всему, руководство компании решило, что проще сменить руководителя, чем отдавать деньги. Это чрезвычайно странная и неприятная ситуация для Приморья и Владивостока. Юсупов в свое время тоже был новым человеком для города, но с 2016 года он добился серьезных успехов в работе порта. За три года человек совершил действительно невероятную вещь»,- отметил он.

На место Юсупова решили назначить другого человека – Романа Кухарука. Один из инициаторов протестов, сотрудник порта Сергей Соценко рассказал, что докеры знакомы с этим управленцем. Некоторые из портовиков с ним уже сталкивались, и менеджер оставил о себе довольно неприятное впечатление.

«Он как будто нас за людей не считает. Если Юсупов здоровается со всеми рабочими, то Кухарук обращает внимание только на руководство, а мимо докеров проходит, как будто их нет», - отметил сотрудник ПАО «ВМТП».

Дело в каске

В первый же день протестов первичная профсоюзная организация Российского профсоюза докеров ПАО «ВМТП» обратилась с официальным письмом к руководству FESCO. Адресатами послания являлся наблюдательный совет FESCO, президент транспортной группы Аркадий Коростелев и председатель совета директоров Лейла Маммедзаде. В письме профсоюз потребовал рассказать о причинах увольнения Заирбека Юсупова – а также предоставить документы о якобы ухудшающейся финансовой ситуации на предприятии. Ответом Коростелева в ответ на это написал заявление прокурору Приморья. По его мнению, требования в письме выходят за рамки интересов сотрудников порта.

Надо понимать, что вопросы, заданные в письме, волнуют не только профсоюз. Как рассказала «ФедералПресс» сотрудница организации Елена Хорошун, под этим письмом поставили подписи полторы тысячи человек. Это большая часть рабочего коллектива. Официального письменного ответа от транспортной группы никто так и не получил.

«Сейчас мы постоянно контактируем с работниками порта, отвечаем на все вопросы. Порт работает в штатном режиме. Мы пытаемся не продлевать конфликт, все проговариваем с работниками во время перерывов. Кроме того, от транспортной прокуратуры мы получили предостережение насчет нарушения закона. Мы, конечно, ничего такого не хотим», - добавила Хорошун.

Отношение руководства FESCO вызвало резонный гнев портовиков. В итоге, когда 5 октября Аркадий Коростелев привел нового гендира на знакомство с коллективом, их закидали касками.

Коростелева такое отношение, понятное дело, возмутило. Он заявил, что собирался рассказать о причинах увольнения Юсупова, ответить на все вопросы докеров – но в итоге получил травмы от касок.

«Мы столкнулись с абсолютно немужским поведением. Агрессия по отношению к безоружным и настроенным на диалог людям, а особенно к руководителям, которые приехали по вашей же просьбе, абсолютно недопустима. Мы хотели бы надеяться, что настоящие работники порта и члены Российского профсоюза докеров не причастны к нападению на нас. Мы уверены, что вся эта гнусная акция была срежиссирована и проведена окружением бывшего генерального директора порта Заирбека Юсупова», - отметил президент FESCO.

На этом фоне стали множиться слухи о том, что Юсупов якобы действует под руководством своего родственника Зиявудина Магомедова – совладельца FESCO. Того самого миллиардера, которого в 2018 году задержали по подозрению в мошенничестве и хищениях. В ряде Telegram-каналов даже написали о том, что Юсупов «пошел в открытую против губернатора Олега Кожемяко». Зачем-то подняли и национальный вопрос. Об этом «ФедералПресс» рассказал сотрудник порта Сергей Соценко.

«Пошли какие-торазговоры в социальных сетях и СМИ. Кто-то даже пытается ставить Юсупову в вину то, что он кавказской национальности. Как это понимать? У нас тут много национальностей и религий, самых разных. Я сам приехал сюда из Украины 20 лет назад. А Юсупов, между прочим, никогда этот вопрос не поднимал. Да, он сам мусульманин, но каждый год дает большие суммы наподдержку храма Казанской Божией матери», - добавил докер.

«Вы уперлись - я тоже упрусь»

В минувший вторник Заирбек Юсупов, до этого не вмешивавшийся в ход событий, встретился с портовиками. На встрече он обсудил с рабочими сложившуюся ситуацию.

«Мы добиваемся успеха, взлетаем даже. Я знаю, как развивать порт в ближайшие четыре с половиной года, как я и делал до этого. Я могу потребовать с FESCO деньги, которые они нам должны. Они это знают, и вы это знаете. Если я вам действительно нужен, если мои услуги востребованы, то я буду подавать в суд. Я уверен, что наше дело правое. Вы уперлись - я тоже упрусь», - заявил Юсупов.

Ситуация, мягко говоря, рискованная. Если стороны не договорятся, конфликт может дорого обойтись экономике всего Приморского края. Журналист, эксперт в сфере морского дела Владимир Ощенко рассказал, что за последние годы ВМТП наладил транспортные связи с Китаем. Нынешняя ситуация ставит итоги многолетней работы под угрозу.

«Два года назад порт установил новые транспортные линии с портом Тяньцзинь – четвертым по величине в мире. Такая линия важная для Китая. Поставки электроники и одежды удобнее осуществлять через Владивосток. Это, конечно, вселяет надежду на то, что ВМТП будет работать как с Юсуповым, так и без него. В конце концов, если во Владивостоке не будет порта, то не будет города», - полагает Ощенко.

Сейчас протест продолжает небольшая группа докеров: портовики бастуют посменно, иногда даже после ночных смен.

«Люди протестуют в свое свободное время, пока остальные работают. Но если конфликт будет продолжаться, то у нас не останется выбора. На протест выйдут все сотрудники - все две с половиной тысячи человек», - отметил Сергей Соценко.

Фото: пресс-служба ВМТП Видео: vladnews.ru

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.