Завод «Уральские локомотивы» на протяжении 10 лет является одним из лидеров в российском машиностроении. Более 1200 грузовых электровозов водят составы на всей территории страны, в 22 регионах курсируют скоростные электропоезда «Ласточка». В свой день рождения завод выходит на новые рубежи. Какие перспективные направления освоили уральские машиностроители и что будут изготавливать в ближайшие годы – в материале «ФедералПресс».
Мощный рывок за небольшой срок
В этом году завод «Уральские локомотивы» (совместное предприятие Группы Синара и концерна «Сименс АГ») отмечает 10-летний юбилей. В 2010-м завод стал лидером в производстве грузовых электровозов, затем освоил выпуск скоростных электричек «Ласточка», в короткий срок завоевавших сердца пассажиров. Сегодня «Уральские локомотивы» – это 4 тысячи сотрудников, современный технологичный комплекс и конечно, новые проекты. 20 октября на заводе презентовали проект инновационного базового электровоза и начали строительство нового, третьего производства — для высокоскоростных поездов.
Высокоскоростные магистрали – часть национальной Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Негласный «Клуб ВСМ», включающий государства, где есть действующие или строящиеся линии для движения поездов со скоростью выше 250 км/ч, состоит всего из 11 стран. Чтобы Россия стала двенадцатой, требуется инфраструктура и конечно, сами поезда, выпускать которые готовы «Уральские локомотивы».
На запуск нового производства вместе с президентом Группы Синара Дмитрием Пумпянским прибыли губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, заместитель гендиректора ОАО РЖД Дмитрий Пегов, президент компании Siemens в РФ Александр Либеров.
«Наши стратегические партнеры – в первую очередь Российские железные дороги. И я хочу сказать слова благодарности всему коллективу РЖД, руководству РЖД и лично Олегу Валентиновичу Белозерову за то, что они ведут по этой трудной дороге «Уральские локомотивы» вот уже десять лет. Конечно, не случился бы успех без важного интернационального партнерства с компанией «Сименс». «Уральские локомотивы» — это совместное предприятие концерна «Сименс» и Группы Синара. Спасибо большое концерну «Сименс» за то, что поверили в нас на старте предприятия, спасибо за эти десять плодотворных лет.Свердловская область – это наша родина, сердце «Уральских локомотивов». И все эти годы рядом с нами — губернатор Свердловской области Евгений Владимирович Куйвашев, правительство Свердловской области. Благодаря вашей поддержке мы решали многие вопросы, которые возникали по ходу развития предприятия. Спасибо вам! И самые главные виновники торжества – это вы, дорогие трудящиеся. Я очень хочу поздравить вас с десятилетием. Впереди у нас — новые вызовы. Это только начало», – поприветствовал коллектив и гостей на торжественной церемонии президент Группы Синара Дмитрий Пумпянский.
Высокоскоростной поезд
В 2014 году «Уральские локомотивы» выпустили первый в стране скоростной электропоезд. «Ласточки» используют существующую инфраструктуру железных дорог и разгоняются до 160 км/ч. За шесть лет выпуска комфортабельные электрички вышли на маршруты в 22 регионах РФ. Высокоскоростные поезда, хотя и будут производиться рядом с «Ласточками» из того же высокопрочного алюминиевого профиля, требуют другого подхода к аэродинамике, испытаниям, инфраструктуре. По проекту, который разрабатывает Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта, такие поезда смогут двигаться со скоростью до 360 км/ч.
Подписанное в юбилей четырехстороннее соглашение между Группой Синара, «Уральскими локомотивами», компанией Siemens Mobility и РЖД, позволит подготовить юридическую и производственную базу для выпуска новейшей техники. К 2023 году на территории завода появится новый корпус и оборудование для выпуска самых современных высокоскоростных поездов.
Предполагается, что опытный образец «Уральские локомотивы» изготовят в 2023 году, после чего новая техника отправится на испытания. К 2025 году поезд планируют сдать заказчику – ОАО РЖД – и выйти на серийное производство. В дальнейшем «Уральские локомотивы» также будут проводить сервисное обслуживание подвижного состава. В этом поможет сеть региональных центров, которые созданы на территории страны. В развитие проекта планируется вложить 10-12 млрд рублей, производить большую часть компонентов будут российские предприятия.
«В сжатые сроки – всего за 10 лет – Верхняя Пышма стала ядром машиностроительного кластера. А Свердловская область серьезно укрепила свой статус центра российской инновационной промышленности. Сегодня здесь, на «Уральских локомотивах», почти четыре тысячи человек создают самую передовую технику, которая востребована как в пассажирских, так и в грузовых перевозках», – подчеркнул важную роль завода в развитии отрасли губернатор Евгений Куйвашев.
«Завод «Уральские локомотивы» на сегодняшний день единственный в стране готов в короткие сроки к 2025 году к освоению и запуску в серийное производство высокоскоростного подвижного состава. Предприятие обладает мощным, современным производственным комплексом, новейшими технологиями, собственной конструкторской школой, его специалисты обучены и имеют необходимые компетенции. Реализация этого проекта выведет отечественное железнодорожное машиностроение на качественно новый уровень», – добавил президент Группы Синара Дмитрий Пумпянский.
После подписания соглашения все участники договора заложили памятную капсулу на месте начала строительства нового производства.
«Мы все разделяем общую цель и считаем, что производство инновационных высокоскоростных электропоездов должно быть в максимальной степени организовано в Российской Федерации. Надеемся, что подписанное соглашение о намерениях поможет создавать железнодорожный транспорт нового поколения на российских мощностях и для российских пассажиров», – считает президент «Сименс» в России Александр Либеров.
Празднование 10-летия завода прошло с соблюдением правил социальной дистанции и профилактики ОРВИ. Сцену для торжественных поздравлений установили в просторном цехе, на празднование пригласили всего несколько десятков сотрудников завода, получавших награды, но высокие гости все равно поприветствовали заводчан – по прямой видеосвязи.
«Ваш завод является одним из самых передовых и современных в российском машиностроении и по инновационным внедряемым здесь технологиям, и по уровню решаемых задач. Предприятию всего 10 лет, а его продукция широко известна и востребована в России. Создана мощная высокотехнологичная производственная база. Получен колоссальный опыт и необходимые компетенции создания рельсового транспорта нового поколения. Уверен, никакие внешние воздействия не смогут помешать вам воплотить в жизнь план по реализации самого амбициозного в транспортном машиностроении проекта ближайшего будущего, а именно: по созданию российского высокоскоростного подвижного состава и его серийному выпуску», – сказал заместитель председателя Правительства Российской Федерации Юрий Борисов.
«Особо отмечу, что продукция вашего завода отличается высокими экологическими стандартами, это очень важно для Российских железных дорог как для самой зеленой компании. Мы будем и дальше стремиться снижать воздействие на окружающую среду и в решении этой задачи ваша роль будет одной из главных. Ближайшие 10 лет нас ждет напряженная работа по достижению национальных целей развития России, которые предусмотрены Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина. Скорость, комфорт, экологичность и цифровизация – вот основа нашей дальнейшей совместной деятельности, слагаемые успеха железнодорожного транспорта в современном мире», – подчеркнул генеральный директор ОАО РЖД Олег Белозеров.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева