Top.Mail.Ru
Общество
Приморский край
0

Госзакупки по-врачебному. Сколько дальневосточные больницы тратят на еду

Уровень расходов любого, даже самого небольшого медицинского учреждения, как правило, довольно высок.
Уровень расходов любого, даже самого небольшого медицинского учреждения, как правило, довольно высок.

Без госзакупок сейчас не обходится ни одно бюджетное учреждение. Школы, больницы, администрации и ведомства – все необходимое они закупают через систему тендеров. Само собой, в этой сфере не обходится без нарушений и просто странных закупок. Иной раз удивляет завышенная цена приобретений. В ряде случаев разницу между реальной и аукционной стоимостью покупки кто-то отправляет себе в карман. Сейчас таких случаев стало меньше: работа правоохранительных органов все-таки дает результаты. Однако среди госзакупок все еще можно встретить разного рода странности, толкового объяснения которым попросту нет. В этот раз «ФедералПресс» решил изучить подобные казусы, связанные с медицинскими учреждениями ДФО.

Пожиратели хлеба

Уровень трат любого, даже самого небольшого медицинского учреждения, как правило, довольно высок. Постоянная покупка расходников, лекарств, медоборудования – все это стоит больших денег. Отдельная графа расходов – это покупка продуктов. Это необходимость: больныхнадо кормить.Но в некоторых случаях объемы закупаемого продовольствия могут поставить в тупик. «ФедералПресс» уже писал о подобных странностях в биробиджанском психоневрологическом диспансере. Однако это далеко не единичный случай – вопросы возникают к закупкам многих медицинских учреждений. Во всех случаях цены тендеров более чем адекватные, но вот количество…

Отличным примером могут стать закупки хлеба. Во многих учреждениях это серьезная графа расходов, что неудивительно: данный продукт входит во все меню. Сколько нужно хлеба для того, чтобы обеспечить относительной крупную больницу на Дальнем Востоке? Регион слабозаселенный (людей в ДФО живет меньше, чем в одной Москве), соответственно, больных тоже не очень-то много.

Возьмем, например, городскую больницу №2 Петропавловска-Камчатского. На 2021 год она собирается закупить почти 15 тонн хлеба за 1,7 млн рублей. Соответственно, в день больница потребляет 41 килограмм хлеба. Много это или мало? Для сравнения – в Норильске (город с почти таким же числом жителей) горбольницы закупает 10-11 тонн.

Ситуация становится интереснее, если посмотреть на историю покупок. Оказывается, «хлебный» тендер камчатской больницы – самый скромный за последние годы. В 2016 году учреждение закупало 24 тонны хлеба, в 2017 и 2018 годах – 20 тонн, а в прошлом году – 17,2 тонны. Судя по показателям, пациентов и врачей там можно прокормить одним хлебом.

Но, в конце концов, это все-таки крупная городская больница, через которую проходит множество пациентов. Допустим, что такой объем потребления можно считать нормальным. Но как быть со специализированными учреждениями, где пациентов по понятным причинам меньше? Речь идет, например, о туберкулезных и онкологических диспансерах. В ДФО, пожалуй, пальму первенства по странным закупкам хлеба удерживает Приморский краевой противотуберкулезный диспансер. На этот год учреждение закупило 30 тонн этого продукта – то есть, ежедневный расход составляет 82 килограмма. А ведь в меню диспансера есть и другие наименования. Если посмотреть весь список, можно подумать, что некоторые пациенты должны просто выкатываться из диспансера после лечения.

Яблоки и молоко

По общим показателям тубдиспансер проигрывает другому приморскому учреждению – онкологическому диспансеру. По мощности они примерно сопоставимы – у онкологии чуть больше коечный фонд, но не сильно. А вот, например, сколько продуктов закупил онкодиспансер в конце прошлого года.

Это только часть списка – есть ведь тендеры на покупку мяса, молока и прочего (одного кефира диспансер закупил 11,5 тонн). Вопросы, на самом деле, есть не ко всем позициям. Но, к примеру, необходимость закупки 14 тонн яблок вызывает большие сомнения.

Еще один популярный объект странных закупок – это молоко. Медучреждения закупают его в огромных количествах. Кое-где это объяснимо (например, в тех же онкодиспансерах – там все-таки в лечении используется радиация). А вот кое-где не очень. Хрестоматийный пример - Магаданский областной противотуберкулезный диспансер. В этом году учреждение закупило 13 тонн молока.

Здесь в памяти стоит держать, что Магаданская область – один из самых слабозаселенных регионов ДФО (140 тысяч человек), а соответственно, общее число заболевших там не очень большое. В 2018 году, например, в регионе выявили 54 случая туберкулеза (два из них посмертно – люди просто не обращались за помощью). В диспансере насчитывается 85 коек и 150 врачей. В общем, даже в самые тяжелые годы заполняемость диспансера едва ли превышает две трети. И при этом – ежедневный расход в 35 литров молока.

На самом деле, все упирается ровно в один вопрос: есть ли действительно эффективный контроль за расходованием бюджетных средств – хотя бы на таком уровне? Эффективно ли контролируются покупки бюджетников? Подчас в этом возникают большие сомнения. Вот, например, тендер на закупку для приморского противотуберкулезного диспансера.

Здесь, как оказалось, перепутаны цифры в графах «количество» и «цена». Аукцион вполне себе состоялся, однако впоследствии поставщик уклонился от выполнения контракта. Действовали ли участники торгов добросовестно, махнув рукой на ничтожную опечатку и поставив 8 тонн продуктов по указанной цене? Или же речь, в конце концов, шла о покупке муки по 5000 рублей за килограмм? Ответ мы вряд ли когда-либо узнаем, тем более что никаких жалоб на данный аукцион не поступало.

Фото: primorsky.ru, портал госзакупок

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.