Top.Mail.Ru
Общество
Ульяновская область
0

«А ты возьми кредит!» Кто «сливает» персональные данные и что делать с назойливыми предложениями

Финансовые организации все чаще навязывают свои услуги
Финансовые организации все чаще навязывают свои услуги

В начале осени в России сократилось число выданных кредитов. Это произошло впервые с апреля, когда страна только столкнулась с угрозой коронавируса. По информации экспертов, в сентябре объем ссуд упал на 3 %, а их количество – на 5 % по сравнению с данными августа. Возможно, именно опасения, что люди будут меньше брать кредитов, заставляют представителей сервисов срочных займов все чаще и откровеннее навязывать свои услуги. В том, как работают микрокредитные организации, и законны ли постоянные звонки, разбирался корреспондент «ФедералПресс».

Данные клиента «сливают» с его согласия

Дарья Рыкова, собкор «ФедералПресс», на себе испытала назойливость банков. «Недавно мне пришлось оформить небольшой кредит при покупке бытовой техники. Процедура заняла не более 20 минут. При этом на выбор были представлены восемь банков, где можно было взять кредит, в их числе и такие, которые входят в топ в своей сфере: «Альфа-банк», «Почта Банк», «Тинькофф». Условия во всех организациях были примерно одинаковые, все одобрили мне получение денег. После того, как операция была успешно проведена, мне стало поступать огромное количество звонков. Так, в течение дня позвонили девять различных кредитных организаций и сервисов срочных займов. Все называли меня по имени и были уверены (необоснованно), что мне срочно необходимо взять кредит», – рассказала Дарья.

Разговоры начинались примерно так: «Только сейчас у вас есть возможность улучшить свое финансовое положение. У нас есть для вас персональное предложение». Далее расписывались условия, назывались суммы, иногда весьма внушительные, около 1 миллиона рублей.

По данным РБК со ссылкой на БКИ «Эквифакс», количество выданных потребкредитов по отношению к поданным заявкам в сентябре 2020 года сильно сократилось, поэтому финансовые организации активизировались по максимуму.

«Механизм быстрого займа похож на получение кредита в банке, но гораздо быстрее и проще. Клиент может самостоятельно оставить заявку на сайте или в мобильном приложении и заполнить все необходимые поля анкеты, после чего система его идентифицирует и примет решение о выдаче займа, его сроке и сумме. Процесс занимает около 15 минут, и для этого не нужно даже выходить из дома», – пояснил операционный директор ГК Eqvanta Сергей Весовщук.

По словам представителей организации, при заполнении анкеты на сайте есть дополнительные соглашения о передаче и обработке персональных данных, с которыми клиент соглашается или не соглашается. Если клиент дал согласие, а компания отказала ему в выдаче займа, то она может передать его данные другим организациям, которые помогут получить заем.

«Важно читать всю информацию, прежде чем соглашаться на передачу своих персональных данных. Если клиент уверен, что не давал никаких согласий, только тогда это может быть незаконным. Если же оформление займа или кредита в компании прошло успешно, то она не заинтересована в передаче контактных данных клиента кому бы то ни было», – отметил Сергей Весовщук.

На закономерный вопрос о существовании некой базы данных, откуда представители микрокредитных организаций берут информацию о потенциальных клиентах, представитель этой сферы ответил отрицательно. Единой базы нет, каждая компания формирует ее самостоятельно из поступающих заявок, где клиент в обязательном порядке дает свое согласие на обработку персональных данных.

«В любом случае номер телефона клиента – это его персональные данные, которыми без его согласия пользоваться нельзя», – пояснил Весовщук.

На вас просто зарабатывают

Как выяснилось, звонят и присылают сообщения не сами банки, а кредитные брокеры. Они находят контактные данные в открытых источниках, где человек когда-либо оставлял их. Цель таких организаций – привести нового клиента в банк и получить свой процент от сделки. Кстати, таким брокерам могут выплачивать вознаграждение даже за информирование потенциального клиента без оформления кредита. Эксперты советуют не отвечать на сообщения и резко отказываться от предложений. Ведь если вы вступите в переписку, предложениями будут мучить регулярно.

Зачастую аналогичным образом ведут себя и представители мобильных операторов. Их цель – предложить клиентам более выгодный тариф. Выгодный для компании, а не для клиента. Житель Ульяновска Александр много лет пользуется архивным тарифом одного из мобильных операторов, который удобен тем, что за небольшие деньги в пакет минут включены любые междугородние звонки. По работе мужчине приходится постоянно звонить в разные города России, и этот тариф полностью его устраивает.

«Насильно заменить мне тариф оператор не может, но он применяет тактику выматывания. Три-четыре раза в неделю мне присылают СМС с предложением перейти на другой тариф, а когда подходит срок списания абонентской платы, такие же сообщения приходят уже два-три раза в день. Несколько раз в месяц звонят сотрудники и начинают мне рассказывать, как мне будет выгодно пользоваться другим тарифом, который на пару сотен рублей в месяц дороже и не включает звонки по межгороду. В таких случаях я применяю тактику ответного издевательства: либо начинаю задавать вопросы, затягивая разговор, либо хамить. Их настойчивость очень сильно надоела», – рассказал Александр.

При этом часто звонящие начинают оперировать личными данными: «В прошлом месяце вы потратили на телефонные звонки больше обычного, мы уверены, что вам нужно поменять тариф». Естественно, они знают о тех суммах, которые клиент тратит на связь, однако принимать решение за самого человека недопустимо. Хотя наверняка многие доверчивые граждане соглашаются или просто ломаются под напором оператора.

Действительно, по закону без согласия клиента телефонные номера передавать нельзя, но они все же каким-то образом передаются и ими начинают пользоваться как серьезные организации, так и те, кто доверия не вызывает. По словам юристов, если вы попали в такую ситуацию, что кредит вам оформили, необходимо постараться закрыть его максимально быстро, проверить, нет ли переплаты по процентам, а далее взять справку, что заем закрыт.

«Чтобы не попадать в ситуации, когда получение денег навязывают, нужно внимательно читать все, что вам дают подписывать, смотреть на процентные ставки и отказываться от подписания документов, если вам это не нужно», – говорит арбитражный управляющий Оксана Щеглова.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.