В январе – июне 2020 года экспорт товаров из Пермского края упал на 19,58 %. Таковы данные аналитики Российского экспортного центра. По объему экспорта Прикамье занимает 15-е место в стране. Два года назад регион занимал 12-е место, год назад – 14-е. Среди регионов Приволжского федерального округа Пермский край занимает первое место по объему несырьевого неэнергетического экспорта. Меняется не только объем продаваемых товаров, но и их структура. Что продают за границу прикамские производители и реально ли увеличить объем экспорта в ближайшие годы, разбирался «ФедералПресс».
Пермский край всегда декларировал заботу об экспортерах. Позиция понятна – бюджет региона во многом формируется ими. Поэтому регулярно ставится задача нарастить долю экспорта, изменить его структуру и расширить географию. Между тем за год торговый оборот Прикамья упал на 19,58 %. Его доля в российском экспорте составила 1,38 %. По итогам января – июня 2020 года торговый оборот Пермского края с зарубежными странами составил 2,2 млрд долларов. По этому показателю регион занял второе место в ПФО после Республики Татарстан (4,45 млрд долларов).
Основные товары, которые Пермский край продает за рубеж, относятся к несырьевому энергетическому экспорту. На протяжении последних трех лет в структуре экспортируемых товаров более 60 % занимают удобрения и нефтепродукты (64,8 % по итогам 6 месяцев 2020 года). На втором месте – продукция химпрома. В этом году, по данным Российского экспортного центра, Пермский край продал удобрений на 876,3 млрд долларов (падение на 24,6 % по сравнению с таким же периодом прошлого года), нефтепродуктов – на 711,3 млрд долларов (падение на 16,5 %), продуктов органической химии – на 135,6 млрд долларов (минус 23,6 %).
Структура экспортируемых товаров видна в инфографике.
Несмотря на введенные в регионе ограничения, в доле экспорта в 2020 году на 130,3 % вырос экспорт магния. Также увеличились поставки на экспорт жидкостных насосов (на 56,5 %), электродвигателей и генераторов (на 48,5 %), ароматических продуктов переработки спирта (рост 45,4 %), на 71,8 % вырос экспорт листового проката.
«Если посмотреть на структуру экспорта, то мы видим традиционно сильные отрасли: нефть, химия и лес, – говорит президент Пермской торгово-промышленной палаты Олег Жданов. – Вокруг промышленных гигантов собирается серьезная группа среднего бизнеса, которая оказывает сервисные услуги. И благодаря этой внутренней связке процессов в Пермском крае есть несколько десятков компаний, которые занимаются обслуживанием этой деятельности. Они выпускают приборы неразрушающего контроля, занимаются восстановлением скважин, производят насосы, разрабатывают системы безопасности и цифрового наблюдения».
В январе – июне 2020 года Прикамье экспортировало 99,2 % российского магния, 98,9 % калийных удобрений страны и 92,2 % поликарбоновых кислот и их производных. Также Пермский край поставляет за рубеж 25,8 % велосипедов и 28,4 % российской газетной бумаги.
В 2020 году Пермский край начал экспортировать новые товары несырьевого энергетического экспорта: козловые и портальные краны, оптические микроскопы, оборудование для заполнения и упаковки емкостей, неогнеупорные строительные растворы, колбасные изделия и мороженое.
«Европейский экспорт мог быть и больше. Многие пермские компании хотели бы экспортировать свою продукцию в Европу, – рассказывает руководитель центра международного сотрудничества Пермской ТПП Елена Колчанова. – Но сертификация товаров стоит несколько тысяч евро, не все компании могут себе позволить такие затраты, и не факт, что они быстро они окупятся».
В 2020 году на 759,9 % вырос экспорт пермских товаров несырьевого энергетического экспорта (переработанных товаров) в Гану, на 805 % – в Гондурас, на 750,9 % – во Францию, на 523 % – в Алжир, на 269,7 % – в Аргентину, на 164,4 % – в Латвию. Пермский край впервые начал поставлять свои товары в Йемен, Нигерию, Гватемалу, Ирландию и Бангладеш. Также среди новых партнеров – Руанда, Исландия, Фиджи, Палестина, Новая Каледония и Нигер. Например, Йемен закупил у Пермского края товаров на 15,8 млн долларов.
«Все, что связано с нефтяным оборудованием – измерительное оборудование, вибрационные и буровые установки, забойные двигатели, – покупают Казахстан, Азербайджан, Иран, Оман и страны Африки, – поясняет Елена Колчанова. – Продукты питания экспортируются в Казахстан и Китай. Особенно популярны пермские конфеты. Тот же Казахстан покупает гидропоннные установки, детскую мебель и игрушки».
По словам Елены Колчановой, с США и странами Южной Америки торгуют либо крупные компании (продают нефтяное оборудование), либо очень маленькие ИП, которые выходят на этот рынок через маркетплейсы – платформы электронной коммерции.
Германия покупает пермскую посуду, Узбекистан – весовое оборудование. Древесину и продукцию деревообработки в основном поставляют в Китай, Иран, Азербайджан и Казахстан. Кондиционеры, каркасные и полимерные сетки пермского производства ценятся в ОАЭ.
На экспортные показатели региона серьезно повлияла ситуация с COVID-19.
«Нарушены традиционные логистичекие цепочки, – объясняет Елена Колчанова. – Компании тратят гораздо больше времени, чтобы выстроить новые маршруты с учетом действующих международных ограничений».
«Когда компания выходит на экспорт? Когда уже чувствует себя уверенно, когда понимает, что производит вполне конкурентоспособный продукт или услугу, – поясняет Олег Жданов. – Тогда возникает желание идти вперед, на экспорт. Тем более что повышенная выручка за счет колебаний курсов валют выглядит очень привлекательно для руководства пермских компаний».
В рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» в Пермском крае к 2024 году предполагается увеличение только несырьевого неэнергетического экспорта до 7,69 млрд долларов.
«Перед нами стоят глобальные задачи нарастить долю несырьевого экспорта, изменить его структуру и расширить географию, – подчеркнул губернатор Пермского края Дмитрий Махонин. – Ведущую роль, по моему мнению, должны в этом сыграть малые и средние предприятия. Они быстрее реагируют на запросы рынка, быстрее перестраиваются и используют новые технологии продаж. Особые возможности для выхода новых для Пермского края товаров на экспорт открываются благодаря современным способам продвижения товаров на зарубежные рынки, которые появились благодаря развитию Сети интернет».
Эксперты уверены – точки роста у Пермского края есть. И заявленная цель вполне достижима.
Фото: gov.admhmao.ru