«ФедералПресс» предлагает вниманию читателей главные региональные итоги недели. Как обычно, по принципу хит-парада мы расскажем о самых-самых, на наш взгляд, интересных эпизодах. А помогут нам в этом эксперты.
11. Губернатор под охраной, или Мишень для негатива
ДФО. Врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев заявил, что ему стали поступать угрозы
Об этом он заявил в ходе пресс-конференции, посвященной ста дням пребывания у власти в регионе. Этим глава края объяснил 800-тысячный тендер на услуги охраны.
«Я не чувствую себя в безопасности, а потому усиливаю охрану. Поступают угрозы. Есть агентурная информация. Мы слишком многих оттащили от корыта», – заявил Дегтярев.
Кроме того, в здании краевого правительства установили металлодетектор и усилили охрану.
«Уже весной начнется активная фаза политической борьбы перед выборами в Госдуму. Врио губернатора действительно устраивает не всех. Речь как о простых людях, так и о политических элитах. В этом смысле он удобная мишень для негатива. Наверняка разные силы будут пытаться каким-то образом скинуть Дегтярева с его позиций. А вот способы у людей могут быть самыми разными, в том числе такими, когда требуется охрана», – отметил политолог Илдус Ярулин.
10. «Свои» законы не работают, или Невзирая на чины
СФО. Коронавирусом заразилось все руководство Иркутской области
Положительные результаты на COVID-19 подтвердились у губернатора Игоря Кобзева, председателя правительства Константина Зайцева, его заместителя Руслана Ситникова. Также лечение проходит сенатор от региона Сергей Брилка. В то же время заместитель губернатора Андрей Козлов, наоборот, уже восстановился после коронавируса и на этой неделе вышел на работу.
«С момента заболевания всего высшего руководства области прошло три дня. Это достаточно небольшой срок для того, чтобы мы могли наблюдать последствия. Поскольку власть в нашем регионе не столь явно связана с отдельными персонами. Это система, которая достаточно долго может работать по своим законам и правилам независимо от того, кто формально стоит у руля. Насколько эффективно она сможет работать – это другой вопрос. Поэтому рассуждать о том, сказалось ли заболевание руководства на системе управления в целом, можно будет позже. С другой стороны, это событие показало работу системы управления в целом. И мы еще раз смогли убедиться, что коронавирус не различает бедных и богатых, небожителей или простых работяг. Все одинаково равны перед болезнью и все должны выполнять предписания медиков», – считает политолог Алексей Петров.
9. Компромисс, или Все выше, и выше, и выше
УрФО. Власти Екатеринбурга нашли компромисс с застройщиками
Дума Екатеринбурга приняла подготовленные городской администрацией изменения в правила землепользования и застройки, увеличивающие коэффициент строительного использования территории (КСИТ), от которого зависит количество этажей, и снимающие еще ряд ограничений. Поправки стали компромиссом со строительным лобби, которое настаивало на полной отмене КСИТ. На заседании проект активно поддерживали депутаты из окружения спикера Игоря Володина, в то время как «коммунальные лоббисты» и ставленники обкома КПРФ голосовали против поправок. Между тем не за горами может быть новый конфликт: глава города Александр Высокинский анонсировал разработку дифференцированного подхода, при котором в разных районах будут действовать разные ограничения. Это позволит сбалансировать нагрузку на инфраструктуру, но застройщики уже заранее недовольны подходом, который якобы поставит их в неравные условия.
«Власть всегда будет требовать от застройщиков социальных объектов, а застройщики всегда будут заинтересованы в том, чтобы увеличивать количество этажей. Так что это не конец разговора: власть и застройщики настроены на диалог, но противоречия в таких городах, как Екатеринбург, будут возникать неизбежно», – прокомментировал директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков.
8. Из избиркома в ЦУР, или Неполитическая должность
УрФО. Свердловский центр управления регионом возглавит чиновник из Екатеринбурга
Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев согласовал в Москве кандидатуру главы Центра управления регионом. Должность получил руководитель аппарата екатеринбургской администрации Илья Захаров. Он был известен как многолетний руководитель городского избиркома и член конкурсной комиссии по назначению главы Екатеринбурга в 2018 году. Тогда Захаров стал единственным представителем муниципалитета, который проголосовал за список, поддержанный губернатором. После этого он перешел в аппарат администрации и уже успел нажить недоброжелателей: недавно было возбуждено уголовное дело против группировки, которая следила за чиновником.
Директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков отметил, что должность руководителя аппарата является, по крайней мере формально, неполитической, в то время как статус главы ЦУРа предполагает публичность. Кроме того, Захаров переходит с муниципального уровня на региональный. «Он получает более политически значимую позицию, для него лично это некое повышение», – говорит эксперт. В то же время окончательные выводы можно будет делать, когда ЦУР получит конкретный правовой статус.
7. Коррупция на Южном Урале, или Тефтелев в тюрьме
УрФО. Суд огласил приговор бывшему мэру Челябинска
Бывший мэр Челябинска Евгений Тефтелев получил 3 года колонии и штраф в 37,5 млн рублей за взятку. В прениях гособвинение запросило для экс-главы 6 лет и 6 месяцев лишения свободы в колонии строгого режима со штрафом в размере 75 млн рублей. Теперь в прокуратуре намерены обжаловать приговор суда.
По словам политолога Александра Мельникова, для жителей Челябинской области подобные истории активно бросаются в глаза. Якобы Южный Урал – довольно коррупционный регион. Но в целом это общероссийская тенденция: достаточно много уголовных дел возбуждается против чиновников. Надо сказать, что в Челябинской области традиционно очень сильно и эффективно работают правоохранительные органы.
«Мы видим по кадровым назначениям и установкам, которые дают региональные власти в Челябинской области, очень большое желание и у губернатора прекратить эту порочную практику, чтобы количество коррупционных случаев среди высокопоставленных руководителей уменьшилось», – считает политолог Александр Мельников.
6. Кто виноват, или Административное воздействие
ЮФО. Минздрав Ростова и области ушел в отставку
История с гибелью 13 пациентов в Ростовской области, несмотря на еще проводимую следственными органами проверку, получила продолжение. Глава министерства здравоохранения региона Татьяна Быковская написала заявление на увольнение по собственному желанию и вышла на пенсию. Также оставила свое пост ее ростовская коллега Надежда Ливицкая. Примечательно, что Быковская была в отпуске во время трагедии.
«Вся эта борьба с ковидом обретает административные черты: никакого лекарства нет, и все, что могут делать больницы, – это принимать пациентов и оказывать им помощь, облегчающую симптомы. С этим-то и не справляются минздравы. Надо смотреть, чего не хватает: коечного фонда, лекарств, или чисто административно не могут вытянуть. В зависимости от этого и принимать решение, кто виноват: министр, замминистра, врачи или рядовые сотрудники, а иногда и губернатор. Понятно, что в Ростове Голубева только что переизбрали и на него вряд ли будут какие-то гонения, а вот региональный министр здравоохранения может поплатиться должностью», – высказал свое мнение член экспертного клуба «Юг», политолог Илья Гращенков.
5. Федеральный десант, или Курганский «ковид»
УрФО. Курганские врачи обратили внимание Кремля на периферийные войны с COVID-19
Губернатор Зауралья Вадим Шумков и его подчиненные держат ответ перед ревизорами из столицы – Минздрава и Росздравнадзора. На днях в регион приехали с проверкой. Так Кремль отреагировал на призыв местных медиков помочь в борьбе с коронавирусом. Врачи умоляли отправить в регион военных медиков и комиссию из Минздрава РФ, чтобы «воочию убедиться, какой тут творится ад», а также призывали не верить статистике и отчетам чиновников о ситуации в регионе с пандемией. В курганском депздраве пытались парировать: мол, сами справляемся, регион не находится в красной зоне по заболеваемости. А Вадим Шумков заявлял, что «везде тяжело», не только в Зауралье. Хоть власти и не признали всю сложность ситуации, но помощь попросили и приняли.
Ситуация в Курганской области была предсказуема, считает ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова. «В регионе число врачей на тысячу населения в полтора раза ниже, чем в РФ. Мощности системы, естественно, не справляются с потоком больных. Губернатор и глава департамента здравоохранения, зная эту ситуацию, должны были решать проблему до пандемии. Самый главный промах и губернатора, и министра здравоохранения региона в том, что они не бились за увеличение численности врачей и не предвидели подобной ситуации», – подытожила Улумбекова.
4. Мэр – это политик, или Завхозами должны быть чиновники
ПФО. 28 октября на заседании городской думы Нижнего Новгорода заслушали кандидатов, претендующих на место главы
Вместе с депутатами на мероприятии присутствовал губернатор Глеб Никитин.
Двое из претендентов – Кирилл Лазорин (КПРФ) и Герман Карачевский (ЛДПР)– своими выступлениями депутатов не удовлетворили. И. о. главы города Юрий Шалабаев, напротив, представил развернутый амбициозный план развития города: увеличить в 2 раза объем инвестиций, до 168,6 млрд рублей, на 100 % обеспечить местами в яслях, повысить среднюю зарплату с 42,7 тысячи до 67,2 тысячи рублей. В итоге победил Юрий Шалабаев, набрав 25 голосов.
Но по мнению политолога Сергея Таланова, это несущественный недостаток. Он обращает внимание на то, что Юрий Шалабаев неоднократно повышал свой уровень образования в сфере государственного управления, систематически совершенствует свои управленческие компетенции.
«Есть среди обывателей стереотип, что мэр – это обязательно хозяйственник, завхоз. Тогда непонятно, зачем нужны различные службы и департаменты при мэрии? Мэр, как и губернатор,– это политические должности. Здесь важны не столько навыки хозяйственника, сколько управленца и политика. Я уверен, что Юрий Шалабаев справится с возложенными на него обязанностями. Уже очевидно, что он намерен продолжать систематически совершенствовать свои управленческие навыки», – заключил эксперт.
3. Ва-банк губернатора Морозова
ПФО. 28 октября депутаты регионального законодательного собрания обсудили поправки в устав Ульяновской области
Одна из них касалось изменения в системе управления региона: упразднение должности председателя правительства. Теперь губернатор будет сам заниматься всеми вопросами и возглавит кабмин.
Губернатор Сергей Морозов долгое время пытался совместить свой пост с креслом председателя правительства. В конце 2019 года он заявлял, что с 21 января 2020-го должности председателя регионального правительства и его первого заместителя упраздняются, но тогда не вышло. Получилось сейчас, хотя и частично.
Без работы в таком случае остается Александр Смекалкин, который трудился в этом качестве почти четыре года.
Политолог Арсен Шаяхметов считает, что должность председателя правительства – стратегическая позиция, курирующая социально-экономический блок.
«Кейс Ульяновской области, где губернатор Сергей Морозов возглавляет регион уже 15 лет, говорит скорее о желание консолидировать все властные инструменты, тем самым укрепив свои политические позиции в канун очередных губернаторских выборов в 2021 году. Ход ва-банк призван показать федеральным и региональным элитам полный контроль над регионом в условиях эпидемиологического и экономического кризиса», – добавляет Шаяхметов.
2. Кадыров поправляет Кремль и грозит уходом
ЮФО. Глава Чечни Рамзан Кадыров раскритиковал пресс-секретаря президента России
Глава Чечни Рамзан Кадыров прокомментировал заявления пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, который обратил внимание, что губернаторы не имеют полномочий и не должны вмешиваться во внешнюю политику. Эксперты и комментаторы новости обратили внимание на достаточно жесткую риторику Рамзана Кадырова в адрес федерального центра.
«Кем регулируются внешние и внутренние отношения в стране, разбираюсь отлично, и мне объяснять на эту тему ничего не надо. Я мог бы еще больше согласиться с Дмитрием Песковым, если бы он, оценивая мои слова, принял к сведению этот момент (что Кадыров говорил как мусульманин. – Прим. ред.)... В таком случае его ответ получился бы более объективным. Сейчас же, и снова как мусульманин, я повторяю свои ранние слова в отношении Макрона и готов это сделать еще тысячу раз, за эту позицию, если надо, я готов оставить должность, пострадать или отдать жизнь!» – прокомментировал Рамзан Кадыров.
«С одной стороны, Кадыров выступает как глава исламизированной республики, где религия значительно усилила свою роль в жизни граждан. С другой – как глава субъекта Российской Федерации. Его можно понять как верующего человека, но все же речь идет о Кадырове: прежде всего он глава региона, и в случае повторения таких высказываний может сложиться негативная практика, когда руководитель субъекта показывает отличное от Кремля мнение. У Чечни в силу ряда причин уже сформирован имидж как бы отдельной республики со своими нравами, некими негласными правилами. Если еще глава региона своими тезисами будет укреплять образ, это может привести к падению популярности региона в целом», – прокомментировал политолог Андрей Решетов.
1. Дооптимизировались, или Лечите как хотите
СФО. Омские скорые привезли ковидных пациентов к зданию минздрава
Вечером во вторник две кареты скорой помощи с пожилыми пациентами на борту приехали к зданию министерства здравоохранения Омской области и включили сирены. Причина такой акции – отказ клиник принимать больных из-за отсутствия мест. Демарш возымел действие: женщину и мужчину с поражением легких более 80 % вскоре определили в БСМП-2. Не обошлось и без административных последствий: заместитель министра здравоохранения Омской области Анастасия Малова отстранена от работы на время проведения проверки, в ситуации разбираются региональное правительство и Росздравнадзор, своих представителей пообещал прислать и министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко.
«Причина складывающейся ситуации во многом – в многолетнем процессе оптимизации здравоохранения, когда учреждения закрывали, койки сокращали, людей увольняли. Сегодня их приходится в экстренном порядке открывать заново. Речь уже идет о перепрофилировании других больниц. Но для того чтобы исправить ситуацию, это должно быть не 20 и даже не 100 новых коек, как это происходит сейчас, а 200 или даже 500», – прокомментировал депутат Законодательного собрания Омской области Константин Ткачев.
Фото: фотослужба Госдумы РФ, правительство Пензенской области, council.gov.ru, ФедералПресс / Полина Зиновьева, Елена Сычева, Евгений Поторочин
Главное за неделю в регионах