В Приморском крае насчитывается более 200 особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Конфликты вокруг них – не такая уж редкость. Однако в последнее время почему-то получил скандальную известность Тавричанский лиман. Чем же так дорог «экологам от народа» небольшой участок земли и бухты в Надеждинском районе Приморья? Подноготная конфликта – в материале «ФедералПресс».
Эта бесценная корбикула
В Тавричанском лимане, где в залив Петра Великого впадает река Раздольная, уже много лет ведется добыча моллюска корбикулы. Каждый год промысловики добывают 400–450 тонн этой живности. Экологи-любители раскачивать ситуацию вокруг лимана начали не так давно. И первым делом под удар попали как раз компании, занимающиеся ловом корбикулы.
Самый заметный конфликт связан с общественным активистом, президентом краевой федерации подводного спорта Дмитрием Анашкиным. Он, не стесняясь в выражениях и формулировках, обхамил сотрудников компании «Акватехнологии». Добытчики же в ответ потребовали у президента ФПСПК извиниться. Как отмечают в компании, Анашкину стоит ознакомиться с трудами океанологов и научных сотрудников ВНИРО, которые непрерывно ведут мониторинг численности обитателей залива Петра Великого. Именно они дают рекомендации для квотирования промысловиков, а также методов добычи того или иного вида.
«В Тавричанском лимане дражным методом моллюсков не добывают. В лимане глубины порядка одного-полутора метров. Корбикулу поднимают сачками, преимущественно ручными. Ничем остальным лиман не примечателен. Рыба нерестится выше по реке, а здесь она мигрирует в зависимости от сезона. Весной и осенью со всего края сюда едут рыбаки, все эту особенность знают. Как только лед встал– все, рыбалка заканчивается», – рассказывает предприниматель Сергей Дембиков, житель поселка Девятый Вал.
Ученые утверждают, что численность корбикулы от добычи не страдает. Наоборот, идет омоложение и оздоровление популяции. Срок жизненного цикла корбикулы 10 лет. Полное восстановление популяции происходит всего за три года. При такой скорости роста этого вида моллюсков на месте их обитания порой происходит «захламление». Понятно, что это не очень научный термин. Но по факту, если не убирать старые, отмершие ракушки, для молодняка не остается места, он начинает болеть. В 70-х годах, когда началась добыча корбикулы, большую часть улова приходилось выкидывать. Именно потому, что это были уже погибшие или больные особи. Сейчас места добычи очищены, и практически 100 % вынутых ракушек идет на стол покупателю.
По итогам экспедиции текущего 2020 года сотрудники Тихоокеанского филиала ФГБНУ «ВНИРО» уже начали публиковать свои доклады. По данным ученых, наибольший вред популяциям морских обитателей нанес тайфун «Майсак».
«Водолазные съемки в местах дражного промысла анадары (кутовая часть Амурского залива) и спизулы (бухта Бойсмана) были выполнены после прохождения тайфуна «Майсак». Установлено, что его влияние на состояние скоплений промысловых моллюсков и других гидробионтов многократно превышает воздействие десятилетнего промысла», – сообщил начальник экспедиции Дмитрий Соколенко.
Он подчеркнул, что экстремальное воздействие природных явлений несопоставимо по силе воздействия с антропогенным. В то же время разрушительное влияние природной стихии и восстановление скоплений прибрежных беспозвоночных зависит от множества факторов. Этот процесс требует дальнейшего изучения.
Еще один аргумент экологов-любителей – мол, корбикула на наших прилавках не встречается и практически вся уходит за границу. Проблема в том, что в России на этого моллюска спроса нет. Промысловики бы и рады ее поставлять в наши магазины, но… По вкусовым качествам корбикула проигрывает гребешкам, спизуле, мидии. Потому на нее у нас попросту не смотрят. Зато о полезных свойствах корбикулы знают наши соседи по Азии. Считается, что она помогает сохранить здоровье и молодость, полезна диабетикам и онкобольным. Потому продают моллюсков туда, где есть спрос.
Дело не в экологии, а в политике?
Если со стороны ученых и Росрыболовства претензий к промыслу корбикулы в Тавричанском лимане нет, то вот со стороны законодательства есть. Устье реки Раздольная, поселки Тавричанка и Девятый Вал еще в 70-х годах были отнесены к ООПТ. Конечно же, в основном это касается реки. Однако поселки росли, люди строили, оформляли в собственность дома, гаражи (в том числе и лодочные). Все было спокойно вплоть до того момента, пока экс-губернатор Приморья Владимир Миклушевский не обеспокоился охраной природы.
Своим распоряжением бывший глава Приморья буквально поставил вне закона не только промысловиков, но и людей, живущих в поселках, попадающих в эти самые ООПТ. И это касается не только Надеждинского района с поселками Тавричанка и Девятый Вал. Так, был громкий скандал в Партизанском районе, где жителям поселка Волчанец пришли штрафы за посадки в огородах. Люди в этих населенных пунктах живут не один десяток лет и вдруг стали нарушителями благодаря одному росчерку пера.
С приходом губернатора Кожемяко закон об ООПТ исправили, дали возможность менять размеры территории. А заодно запустили механизм «народной демократии» – общественные слушания.
В Надеждинском районе в последние два года политическая обстановка накалена. Но голоса местных жителей не на стороне «активистов». Так, во время проведения общественных слушаний 812 человек, жителей Приморского края, высказались за изменение границ. И только 105 участников высказались против. Впрочем, хоть экоактивисты и оказались в меньшинстве, они развернули шумную медиакампанию. Причем есть факты, указывающие, что средства на публикации в стиле «черный PR» в приморских СМИ и соцсетях экоактивисты получают из зарубежных источников. Судя по отчетам некоммерческой организации «Бюро Региональных Общественных-экологических Кампаний» (БРОК), у нее есть обязательства, в том числе гранты от Амурского филиала WWF России.
Раздувают конфликт и члены прокоммунистического движения «Право народа». Его соучредители Александр Шестун и Яна Шестун известны в районе неумеренными амбициями дорваться до власти. В 2019 году Александр Шестун пытался занять должность руководителя Надеждинского района – но с треском провалил выборы. Это ознаменовало начало медиакампании его соратника по движению Геннадия Шульги. На его канале стали появляться заказные видео о том, как в районе все плохо, с обвинениями нового главы. Поначалу местные жители даже реагировали на эти вбросы. Однако со временем руководству района удалось снизить градус напряжения – за счет ремонта дорог, зданий и обустройства мест массового отдыха.
В дальнейшем Шестун пытался стать главой Тавричанки, но и тут не получил поддержки населения. После неудачной попытки хайпа на теме ЖКХ «Право народа» занялось темой экологии. Хотя экспертами в данной области представители движения не являются. Более того, они даже не присутствовали на общественных случаях.
По поводу изменения границ Тавричанского лимана слушания в Надеждинском районе проходили дважды. Последние состоялись в конце октября. Тогда промысловики пришли во всеоружии, подкрепив свои аргументы научными данными и взяв на подмогу ученых ВНИРО. Местные жители поддержали проект изменения территории. Экоактивисты, когда все их тезисы по поводу драг и загрязнения территории были разбиты в пух и прах, просто перешли к оскорблениями всех, кто не с ними.
Кстати, в следующем, 2021 году предстоят выборы в Законодательное собрание Приморского края и в Госдуму. Так что стоит ожидать накала страстей вокруг ООПТ и экологии, так как тема эта неисчерпаема и приносит высокие дивиденды в виде политических очков.
Фото: primorsky.ru