Ряд регионов выступил с инициативой не выдвигать в Госдуму кандидатов старше 65 лет от «Единой России». Руководство политической партии эту идею не поддержало. Но само предложение заставило поднять общественную дискуссию - не пора ли вводить верхнюю возрастную планку для парламента? На эти и другие вопросы «ФедералПресс» ответил директор фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов.
Кандидатов старше 65 лет предложили не выдвигать в Госдуму от Единой России. С такой инициативой выступил ряд регионов. Однако партийное руководство ее не поддержало. Не пора ли менять возрастной ценз на выборах в Госдуму?
– Я вообще считаю, что возрастные цензы – это не единственное решение вопроса повышения эффективности работы наших депутатов. Кто-то и в семьдесят лет сохраняет ясность ума и физическую бодрость, а кто-то в сорок уже прокисает. Надо смотреть, в первую очередь, не на возраст, хотя это самое простое, а на его возможность ясно мыслить, выдвигать какие-то идеи и по 12 часов в день напряженно работать на пленарных заседаниях, комитетах, а потом еще и в округе.
Можно по-другому задать вопрос: могут ли люди с тяжелыми, хроническими заболеваниями работать в Госдуме, исходя из того, что это не почетная обязанность, а особый труд.
Что касается инициативы некоторых регионов, то в этом больше искусственного пиара, нежели законодательной идеи. Если вы не хотите, чтобы ваши идеи представляли пенсионеры, просто не выдвигайте их. Не федеральное руководство решает, хотя определенная позиция у руководящих органов партии есть, кто будет выдвигаться в депутаты. Создайте конкуренцию, докажите, что ваши молодые лучше стариков. Вовсе необязательно менять закон, чтобы изменить возрастной состав Государственной думы.
Нужна ли вообще верхняя возрастная планка для выборов в Госдуму?
– В 90 лет уже, наверное, невозможно быть депутатом. И в 80 сложно. Но 60-70 – нормальный возраст. У нас много людей в этом возрасте, и должен кто-то понимать их интересы, о чем они мечтали, какая у них ностальгия по Советскому Союзу. Даже самые умные 35-летние граждане их поймут. Другое дело, дума не должна быть слишком возрастной. Я бы предложил своеобразные квоты, не законодательные, а организационные. Я даже за то, чтобы была хотя бы парочка двадцатилетних в комитете по молодежной политике. Если там будут сидеть люди 50+, что они будут знать о чаяниях молодежи?
Может, на примере выборов в США мы видим обратную тенденцию, что молодые политики не актуальны?
– Все-таки пример Америки для нас становится менее притягательным. Не всегда выбор удачен, технологии честны, а законы разумны. Нам надо исходить из собственного понимания, что такое политика, Госдума, кто и как должен кого представлять, какой для этого должен быть возраст и опыт. Я знаю 30-летних депутатов региональных парламентов, которые многое пережили и хорошо разбираются в своей сфере. Опыт важен, но опыт важнее возраста. Можно и в 60 лет не иметь необходимого опыта для эффективной работы депутата Госдумы.
Мы знаем о лозунге: дорогу молодым. Но всегда ли это уместно? Несет ли омоложение депутатов в себе повышение качества их работы?
– Лозунг «Дорогу молодым» я воспринимаю немного не так, как задумывали авторы. Не пустите молодых в политику, а покажите, где эта дорога. Пройти же по ней молодые должны сами. Мы иногда придумываем неправильные термины, которые превратно понимаются. Например, термин «социальные лифты» у некоторых вызывает ощущение, что главное - найти ту кабинку и нажать нужную кнопку. А лифт такой, как в XIX веке: ты заходишь в кабинку, нажимаешь на рычаг и своими силами поднимаешься вверх. Более того, опыт показывает, если ты пропустил какие-то этапы, потом будет сложно. Просто столкнешься с проблемами, которые твои соседи порешали в 20, 25, 30 и 40 лет, а приходится в 50 впервые осваивать что-то.
Просто утрированный пример. Человек, никогда не служивший в армии, попадает в комитет по обороне. И выясняется, что он некоторые вещи просто не понимает интуитивно, не имеет опыта, не ощущает некоторую терминологию.
Не стоит ли за попыткой омолодить депутатов не простая смена поколений, смена лоббистских групп, групп влияния? Новые губернаторы «двигают» своих в Госдуму, убирая старые команды. Такое омоложение как бы отразилось на рейтинге Единой России?
– Не думаю, что тут злая воля или хитрость молодых губернаторов. В принципе глава, приехавший в регион с мандатом федерального центра, не сможет договориться об омоложении конкретной депутатской команды. Кроме того, это может быть некая предвыборная технология: смотрите, мы стараемся идти в ногу со временем и пускать вперед молодежь, готовы отвечать на новые вызовы. Это то, о чем можно говорить в плане информационного повода. Об этом можно говорить с молодежью: не получилось вам дать власть сейчас, мы уберем «стариков» из Госдумы и освободим места для вас. Не очень честная, на мой взгляд, предвыборная технология и риторика.
Каковы шансы инициативы регионов о введении возрастного ценза на жизнь? Могут ли ее принять на уровне сначала одной партии, а впоследствии, может быть, и закрепить законодательно - для всех?
– Думаю, их нет. Подобную инициативу легко оспорить в Конституционном суде. Реально это ущемление прав определенных возрастных категорий. Более того, будет сложно доказать неэффективность работы депутатов в возрасте 65+.
Запретят ли людям старше 65 лет быть депутатами Госдумы? Надо ли омолаживать парламент и для чего? Не скрываются ли за красивыми лозунгами о молодых политиков лоббистские интересы губернаторов и федерального центра? Видеоверсию интервью с Сергеем Смирновым можно увидеть на Youtube и в социальных сетях «ФедералПресс»
03:28 Зачем регионы предложили возрастной ценз для Госдумы?
07:46 омоложение не равно качество?
08:24 про социальные лифты
09:59 о смене лоббистких групп влияния
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева
Итоги-2020: срывая маски