Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко распорядился к 2023 году закрыть все действующие мусорные полигоны. Ожидается, что к этому моменту в регионе появятся заводы по глубокой переработке мусора. При этом технология до сих пор не определена, но сжигать ТБО точно не будут. «ФедералПресс» вместе с экспертами разобрался, удастся ли реализовать планы в срок и не наступит ли после закрытия полигонов мусорный коллапс.
В Ленинградской области с июля 2023 года планируется установить запрет на захоронение мусора, который может быть переработан. На сегодняшний день в регионе имеется 15 действующих полигонов бытовых отходов. Запрет на захоронение прописан в областном законе по регулированию оборота отходов, направленном на прошлой неделе в законодательное собрание области. Альтернативой должна стать глубокая сортировка и переработка мусора, исключающая его сжигание.
Как сообщил председатель комитета Ленинградской области по обращению с отходами Алексей Пименов на последнем заседании областного правительства, в ближайшей перспективе планируется реконструировать действующие объекты размещения отходов. «У нас на каждом объекте есть комплекс по сортировке. Так как в программе единственный участник – это региональный оператор, то происходит модернизация именно его основных мощностей за его счет. Другие операторы, частные полигоны, пока так ответственно не подходят к нашему посылу о том, что непосредственно на объектах должна происходить обработка перед складированием», – отметил он.
Ряд полигонов планируется просто законсервировать. Речь о тех, которые находятся ближе 50-километровой зоны вокруг Петербурга. Это «Северная Самарка», частный полигон «Новый свет» в Гатчине и полигон в деревне Лепсари под управлением регионального оператора. «Мы бы хотели, чтобы эти полигоны, исчерпав свою мощность, встали на рекультивацию к 2023 году», – сообщил Пименов.
Куда будут свозить мусор
Закрытие нескольких полигонов не должно привести к мусорному коллапсу, уверены власти. До 2023 года должен заработать большой технопарк, который создается сейчас в Кингисеппе. Он и будет принимать отходы из других районов. Его планируется построить к июлю 2022 года, отметил глава комитета по обращению с отходами. «Общественные слушания прошли, протокол получен, проектная документация разработана и сейчас находится на стадии подачи в Росприроднадзор для получения государственной экологической экспертизы», – уточнил Пименов.
Генеральный директор АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» Антон Бучнев подтвердил «ФедералПресс», что мусороперерабатывающий комплекс в Кингисеппском районе планируется ввести в эксплуатацию в III-IV квартале 2022 года. Это будет комплекс с полями биокомпостирования и сортировочной линией мощностью 300 тысяч тонн отходов в год, его создадут в промышленной зоне «Фосфорит» на участке бывшего шламонакопителя. Новый объект позволит перерабатывать 50–55 % всех поступающих отходов. «Планируем начать строительство в апреле-мае следующего года», – рассказал Бучнев. По его словам, общий объем инвестиций в проект составляет порядка 1,5 млрд рублей.
Как рассказали «ФедералПресс» в пресс-службе комитета Ленинградской области по обращению с отходами, для новых заводов рассматриваются еще 2 площадки – логистически удобно расположенных по отношению к Санкт-Петербургу, а также имеющих значительную удаленность от населенных пунктов. «В планах построить максимально экологически безопасные заводы. Локации будут озвучены только после их одобрения губернатором Ленинградской области и окончательного согласования с городскими коллегами», – отметили в пресс-службе.
Сортировка – залог успешной переработки
Залог успешной переработки – это предварительная сортировка мусора. В комитете по обращению с отходами Ленобласти рассказали «ФедералПресс», что в некоторых районах в порядке отдельных предпринимательских инициатив уже организовали раздельный сбор отходов. Однако для ввода системного раздельного сбора ТБО нужна серьезная подготовительная работа, поэтому принято решение апробировать проект в пилотных регионах.
«В тестовом режиме раздельный сбор будет запущен в середине декабря в Кингисеппе и Ивангороде. Уже после 15 января к проекту подключится Луга. Основная задача проекта – протестировать спрос, логистику и понять финансовые затраты регионального оператора на организацию раздельного сбора. В случае успешной реализации проект будет тиражироваться на территории других районов Ленинградской области», – рассказали в комитете. На уже существующих контейнерных площадках при многоквартирных жилых домах, а также при домовладениях будут установлены два дополнительных бака: для сбора пластика и стекла.
Сортировать мусор можно как в местах сбора (например, в жилом секторе), так и на самих перерабатывающих предприятиях. Важно роботизировать такие процессы, подчеркивают эксперты. В ноябре в Волховском районе Ленинградской области членам областной общественной палаты представили модернизированное производство с современным роботизированным мусоросортировочным комплексом компании «Спецтранс-1». В частности, роботы благодаря искусственному интеллекту находят и отбирают из мусорного потока пластик и полиэтилен. Линия способна сортировать 150–200 тысяч тонн мусора в год. Производство хотят расширить, построив четыре аналогичные линии.
Какую технологию выбрать
Просто наладить сортировку ТБО для дальнейшей переработки недостаточно. Важно «на входе» определиться с технологиями для этой самой переработки. Если со стеклом, пластиком, бумагой и металлами все понятно, то что делать с оставшимися отходами? Окончательного решения пока нет. Власти в очередной раз продлили до 15 января сбор заявок проектов комплексов глубокой обработки, утилизации и обезвреживания отходов с целью привлечь дополнительные предложения. Среди 13 поступивших ранее заявок были проекты, включающие в себя технологические решения с использованием прямого сжигания отходов. Их отсеяли.
«Мусоросжигательные заводы – это помойка в небе. Они выбрасывают в атмосферу отходы в виде дыма, который, конечно, можно фильтровать, его можно сжигать, но все равно огромное количество углекислого газа и прочих вредных соединений остается», – подчеркнул в разговоре с «ФедералПресс» председатель общественной организации «Северо-Западный Зеленый крест» и член общественного экологического совета при губернаторе Ленинградской области Юрий Шевчук.
Одна из самых безопасных технологий, рассказывает Шевчук, состоит в производстве топлива из неперерабатываемых остатков. Сначала из ТБО извлекаются вторичные материальные ресурсы (те самые металлы, стекло, пластик, бумага и т. д.): либо на стадии его сбора, либо во время сортировки на предприятии, применяя при этом роботизированный труд (оптические, магнитные, водные сепараторы и прочую технику). Остаточную органоминеральную смесь используют для создания техногрунта, которым можно рекультивировать карьеры. А все, что имеет теплотворность, отправляется в пиролизную печь, из этого ресурса делают топливо. Оно будет преимущественно использоваться на самом заводе для получения энергии и тепла. Излишки можно продавать. Весь цикл должен реализовываться в рамках одного завода.
Однако даже у безопасной технологии могут быть негативные побочные эффекты. В данном случае, например, излишние остатки топлива. Руководитель направления по взаимодействию с органами власти ассоциации «РазДельный Сбор» Анна Гаркуша предлагает до принятия решения задуматься о том, где и как будут использоваться эти излишки, если выбор падет на подобную технологию. У такого топлива ограниченные возможности использования – например, в цементных печах. Эксперт высказывает опасения, что оно направится в областные и городские котельные.
Пока специалисты и власти не договорились о выборе технологий, эксперты надеются, что они как минимум буду безопасны для жителей. «Сейчас XXI век. Есть все технологии, которые удовлетворяют требованию экологической безопасности. Вопрос [их применения] только в политической воле, а через политическую волю диктуется экономическая составляющая», – подытожил председатель Санкт-Петербургской ассоциации рециклинга Всеволод Хмыров.
«ФедералПресс» продолжит следить за организацией переработки мусора в Ленинградской области.
Фото: ФедералПресс / Юлия Иванцова
Итоги-2020: срывая маски