Власти Ленинградской области направили на рассмотрение в Заксобрание закон по регулированию оборота отходов на территории региона. Ожидается, что в случае принятия, закон вступит в силу с 2021 года. Однако одними только региональными законами Ленобласть не сможет решить главные мусорные проблемы. Сейчас соседний Санкт-Петербург вывозит в 47-ой регион все свои отходы, но Северная столица и область до сих пор не могут договориться о единой концепции обращения с ТБО. Почему так происходит, разбирался корреспондент «ФедералПресс».
Общий мусор
Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко 24 ноября провел встречу с депутатами Заксобрания региона, одной из тем для обсуждения стало накопление мусора и ликвидация несанкционированных свалок. Стоит отметить, что область продвинулась далеко вперед в этом направлении: правительство разработало областной закон по регулированию оборота отходов, который уже направлен в Заксобрание. Однако как бы ни старалась Ленобласть и ее губернатор, быть в передовиках мусорной реформы пока не получается.
Проблема в том, что область вынуждена принимать на свою территорию весь мусор зажиточного соседа – Санкт-Петербурга, у которого нет ни одного собственного полигона для ТБО. В Петербурге складирование отходов запрещено на законодательном уровне. При этом в составе отходов, поступающих на полигоны Ленинградского региона, коммунальные отходы Петербурга составляют две трети.
Эксперт в области мусоропереработки, академик РАН Леонид Вайсберг подчеркивает, что город решить проблему утилизации мусора без области не может: он оконтурен границей с областью и Финским заливом. «У нас есть только Ленинградская область, где мы можем тем или иным образом размещать и перерабатывать отходы. В городе для таких объектов мест практически не осталось. Может быть, одно предприятие можно построить, но городу надо минимум три перерабатывающих предприятия», – комментирует эксперт.
Дрозденко заявил, что в 2023 году в области закроют все полигоны ТБО, а мусор начнут перерабатывать. Получается, и свой, и соседский. Однако Петербург пока не спешит рассказывать о собственных планах по накоплению и вывозу отходов. «Я вижу, что есть концепция у Ленобласти: взять все отходы, максимально их отсортировать, раздельный сбор опционально наладить (в основном, работа со смешанным мусором), и делать топливо РДФ. Что хочет Петербург - вообще не понятно. Своей позиции у города по этому вопросу, похоже, нет», - сказала в беседе с «ФедералПресс» руководитель направления по взаимодействию с органами власти ассоциации «РазДельный Сбор» Анна Гаркуша.
Одна концепция для двух регионов
И Петербург, и Ленинградская область разработали собственные схемы работы с ТБО. Отходы у них общие, а территориальные схемы по обращению – разные, и никак не соотносятся между собой. «Если сейчас посмотреть на терсхемы города и области, то мы видим, что по городской терсхеме все отходы города к 2023 году должны оставаться в городе и что-то там с ними должно происходить. А по терсхеме области, отходы города едут в Ленобласть, как это, собственно, и происходит сейчас», - отмечает Гаркуша.
Вайсберг говорит, что по законодательству, существующему сегодня в РФ, схему обращения с отходами должен иметь каждый субъект. Одну единую регионам не утвердить – это противоречит закону. «Но им надо обновить каждому свою концепцию, свою стратегию так, чтобы они в перспективе стыковалась. Что касается общей концепции обращения с отходами, то такой документ полезен, там будет прописана логика взаимодействия города и области, но он будет сугубо филологический, для внутреннего употребления», – добавил эксперт.
Единый оператор поможет?
Сами регионы понимают, что им нужна единая схема по обращению с отходами. И казалось, в этом вопросе был сделан первый шаг. В середине осени было подписано соглашение об объединении усилий в сфере утилизации ТБО и создании единой для двух регионов системы обращения с отходами. Запланировали создать и общего для двух регионов оператора. Под соглашением поставили подписи губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко и глава Петербурга Александр Беглов, а также генеральный директор ПАО «Интер РАО» Борис Ковальчук и президент-председатель правления Банка ВТБ (ПАО) Андрей Костин.
«Это были длительные переговоры, мы намеренно держали все в тайне. И, наконец, выработали оптимальное и взаимовыгодное решение для обоих субъектов», – прокомментировал вице-губернатор Ленинградской области по безопасности Михаил Ильин.
Подписанный документ, помимо прочего, предусматривает информационный обмен, разработку совместных инвестиционных программ, синхронизацию региональных территориальных схем и актуализацию ранее заключенных соглашений в сфере обращения с ТКО (твердыми коммунальными отходами) между регионами. Как пояснили «ФедералПресс» в правительстве области, для региона участие в капитале нового юрлица может стать как имущественным (предоставление земли для нескольких сортировочных комплексов), так и финансовым.
Этот вопрос в числе прочих рассматривался на первом заседании созданной в ноябре по распоряжению Александра Дрозденко специальной рабочей группы Ленинградской области. Она займется разработкой единой для Ленобласти и Петербурга концепции обращения с твердыми коммунальными отходами, а также вопросами взаимодействия администраций Ленинградской области и Санкт-Петербурга по вопросам обращения с ТКО. Председателем рабочей группы назначен Михаил Ильин, в состав группы вошли представители семи областных комитетов.
Предполагается, что аналогичный совещательный орган будет собран и в Петербурге, но пока область проявляет себя активнее. При этом ни в пресс-службе комитета по благоустройству Санкт-Петербурга, ни в пресс-службе вице-губернатора Михаила Ильина «ФедералПресс» не смогли ответить на вопрос, когда состоится общая встреча двух регионов для обсуждения «мусорного вопроса».
Кто тормозит процесс?
Эксперты уверены, что сейчас процесс формирования единой концепции обращения с отходами тормозят власти Петербурга. «Почему город не идёт на это дело? Есть два момента. Во-первых, подобного рода объекты (мусороперерабатывающие заводы – прим. «ФедералПресс») можно ведь создать и на территории Петербурга. Во-вторых, эти объекты и на территории области пока отсутствуют. То есть город не может обещать, что он поставит мусор на несуществующие объекты, а область не может построить объекты под не существующие потоки мусора. <…> Спор по поводу, кто должен уступить, пока что неразрешим», - рассказал «ФедералПресс» эколог, председатель общественной организации «Северо-Западный Зеленый крест» и член общественного экологического совета при губернаторе Ленинградской области Юрий Шевчук.
При этом он отмечает, что у Ленинградской области хотя бы уже четко сформирована позиция: закрывать мусорные полигоны к 2023-му году и строить мусороперерабатывающие заводы на принципах самообеспечения и самоокупаемости. «Для области в целом понятно, и сколько заводов нужно строить, и где их можно поставить. От города всего-навсего нужен договор, что он обязуется поставить управляющей компании области столько-то тонн отходов на места, указанные в схеме развития. До сих пор у нас нет не только этого соглашения, но даже прогноза на это соглашение. Есть только декларация о намерениях. И поэтому создалась рабочая группа, которая сделает хотя бы предварительное соглашение», – говорит Юрий Шевчук.
Леонид Вайсберг придерживается оптимистичного прогноза, что уже к концу первого квартала следующего года будут представлены региональные концепции обращения с отходами, а также уже будет сформировано юрлицо, о котором говорилось выше. Далее будут определены площадки и последует начало строительства перерабатывающих предприятий: «Они только с этой целью объединились – чтобы начать инвестировать и строить объекты, которые реально будут утилизировать отходы, грамотно, экологически безопасно и в том объёме, который предусмотрен национальным проектом «Экология»», - уверен Вайсберг.
Анна Гаркуша настроена более скептически и не ждет, что застарелая мусорная проблема оперативно начнет решаться. «Нет никакой концепции, которая была бы спущена к исполнению сверху. Условно: будем собирать раздельно, максимум перерабатывать, остальное – на помойку. Или: зачем нам этот раздельный сбор, будем собирать смешанное, делать топливо РДФ, например. Нет внятной общей концепции, правильной или неправильной, решения, которое можно было бы обсуждать», - комментирует эксперт.
По ее словам, в Петербурге и Ленобласти не обязательно создавать какую-то единую структуру для обращения с ТБО. «Важно иметь единую политику, где две территориальные схемы должны друг в друга вкладываться как пазл. По идее, терсхемы должны быть синхронизированы, а политика обращения с отходами должна быть общая», – заключила эколог.
«ФедералПресс» будет следить за развитием ситуации.
ФОТО: ФедерлПресс / Юлия Иванцова