Top.Mail.Ru
Промышленность
Московская область
0

Точно в яблочко. Чем Минпромторг поможет оборонке?

Пулемет Калашникова
Чем живет и как выживает самая закрытая и важная отрасль промышленности?

Военно-промышленный комплекс – одна из основ промышленности страны. В него входят сотни предприятий, подрядчиков и партнеров, а на продукцию есть стабильный государственный оборонзаказ. Неудивительно, что десятки крупных заводов и холдингов вошли в число системообразующих для российской промышленности. Посмотрим, какие оборонные предприятия находятся в приоритете у Минпромторга, в рейтинге «ФедералПресс».

В перечне министерства указываются два основных критерия, по которым предприятия ВПК могли бы попасть в перечень, – выручка от 1 млрд рублей за последний год и численность сотрудников не менее 250 человек.

Для ранжирования предприятий по различным группам мы изучили основные финансовые показатели, такие как общая стоимость активов, уставный капитал, выручка и прибыль, либо убытки – все данные брались на портале Seldon.Basis. Однако ситуация осложнялась тем, что не по всем предприятиям данные были актуальные, зачастую обновления не было несколько лет, а по тем предприятиям, которые недавно закончили реструктуризацию или имеют сложную хозяйственную структуру с массой дочерних компаний, нет основных показателей, поэтому они остались в некотором роде за бортом оценок рейтинга. Кроме того, мы проанализировали объем и структуру госконтрактов по каждому из предприятий.

Стрелковое оружие

Стрелковое оружие – основной вид вооружения для личного состава, будь то армия или иные силовые структуры. А для производителей растут возможности широкого сбыта за счет производства на той же основе охотничьего и спортивного оружия, которое можно экспортировать за границу. И совершенно справедливо, что наилучшие результаты по чистой прибыли показывает в этом сегменте концерн «Калашников». Именно на Ижевском заводе, который стал базой для создания концерна, работал Михаил Калашников, разрабатывал и ставил на производство самый популярный автомат в мире и его последующие эволюционные модели. На базе АК разных поколений изготавливались охотничьи карабины, а в советское время здесь делали и мотоциклы «Иж», и многое другое. Правда, к 2012 году завод дошел до банкротства. После этого он пережил превращение в концерн, а инвестиции помогли обновить производство, наладить выпуск новых изделий, в том числе снайперских винтовок, серии одежды и обуви. Сегодня, помимо легендарных АК, «Калашников» выпускает даже беспилотники и катера. Интересно, что основным собственником недавно стал некий Алан Лушников – экс-замминистра транспорта и малоизвестный музыкант. До сих пор мало кто понимает, откуда у этого тихого человека взялись такие объемы финансов, которые позволили выкупить почти три четверти концерна.

Про состояние обладателя второй строчки в рейтинге – «Молот-оружие». Некогда этот завод на Вятке выпускал ППШ – сам Шпагин был здесь главным конструктором. Но ни конверсия, ни оружейный сбыт не уберегли завод от банкротства в 2010 году. На спасение завода встал тогда Владимир Путин, в производство вдохнули новую жизнь, и сейчас отдельно выведенное оружейное производство выпускает боевое, спортивное и травматическое оружие.

А вот Завод им. Дегтярева в своей последней отчетной ведомости показывает убытки, пусть и небольшие. Со времен Великой Отечественной войны завод известен как производитель пулеметов различного назначения – от ручного пулемета Калашникова до 14,5-миллиметрового «КОрда» *запрещены в РФ">орда», который ставится на БТР. Интересно, что собственником завода является Игорь Кесаев – один из владельцев торговых сетей «Дикси» и «Бристоль».

Артиллерия и бронетехника

Артиллерия – бог войны: это известно еще со времен Великой Отечествнной войны. И хотя структура войн меняется, без артиллерийских систем и бронетехники война немыслима. Но задачи по производству такой техники очень сложны, и производят ее, как правило, крупные концерны или большие заводы.

Самые серьезные обороты и выручка в нашем рейтинге оказалась у концерна «Высокоточные комплексы» – он был создан в 2009 году для консолидации предприятий, занимающихся разработкой высокоточного оружия. В частности, именно предприятия концерна разрабатывают и производят ОТРК «Искандер» и «Точка», зенитные ракетно-пушечные и ракетные системы, комплексы для артиллерии, ПЗРК, противотанковые ракетные комплексы для всех видов и родов войск. Концерн полностью подконтролен госкорпорации «Ростех», в структуру холдинга входит более десятка предприятий, в их числе Курганмашзавод и Завод им. Дегтярева, которые тоже есть в этом списке.

На втором месте предприятие со скучным названием «НПО «Сплав», однако за ним скрывается недюжинная мощь. НПО было создано как конструктор и производитель реактивных систем залпового огня – наследников «Катюш». В 1960-е годы на свет в мастерских «Сплава» появились знаменитые «Грады», которые стоят на вооружении полусотни стран мира, позже были изготовлены РСЗО «Смерч» и «Ураган». В довершение были разработаны флотские системы РСЗО, пригодные как для борьбы с морскими диверсантами противника, так и для уничтожения торпед, подводных лодок и береговых укреплений.

Третья строчка у еще одного производителя бронетехники – Арзамасского машиностроительного завода. Будучи вспомогательным производством для ГАЗа, этот завод был не очень известен, но в 1980 году на эту площадку перенесли производство БТР-80 – основного армейского бронетранспортера. Позже появились новые поколения – БТР-82 и БТР-90. Кроме того, на АМЗ разработали практически уже незаменимый бронеавтомобиль «Тигр» – российский ответ американским «Хаммерам».

По остальным компаниям сложно дать оценку, поскольку они либо были недавно реструктуризированы, как Курганмашзавод, либо имеют очень сложную хозяйственную структуру, как у Туламашзавода, у которого производство поделено между десятком дочерних предприятий.

Боеприпасы

Боеприпасы – важнейшая и крайне специфическая отрасль, от успешности которой зависит уровень боеспособности любой армии. В перечне Минпромторга таких предприятий оказалось всего три, и то одно из них – «Курганприбор»– можно в этом и не заподозрить. Вообще, об этом предприятии информации крайне мало – сайт завода не работает, информация о продукции – преимущественно о гражданском сегменте, а имя руководителя Сергея Муратова мелькает либо в политической хронике (он с недавних пор сенатор от Курганской области), либо в связи с коррупционными скандалами. Однако, судя по данным госзакупок, завод производит сигнальные ракеты, бомбы, мины, гранаты или комплектующие к ним.

На второй и третьей строчках Ульяновский и Тульский патронный заводы – предприятия с колоссальной историей и опытом производства патронов любых калибров, с тем уточнением, что в Ульяновске производят еще и крупнокалиберные патроны калибров 12,7 и 14,5 мм. Ульяновский завод полностью принадлежит тульскому. А вот у того структура собственности довольно запутанная. Несколько лет назад лично и через аффилированные компании практически весь актив выкупил бизнесмен Игорь Ротенберг. Однако после того, как против него были введены американские санкции, он довольно быстро практически полностью вышел из капитала. Покупателем последнего пакета из 23 % акций стала некая фирма из Москвы «Гринфилд Лигал», которая занимается вопросами права, ее гендиректор некто Филипп Гуреев – информации о нем практически нет. По 13,4 % в уставном капитале ТПЗ приобрели московские ООО «ДФА Капитал» и ООО «ВК Холдингс». ООО «ДФА Капитал» зарегистрировано 22 марта 2015 года. Компанию возглавляет Дмитрий Афанасенко, который также является гендиректором ООО «Стройпроектхолдинг». Бенефициаром этой компании является Аркадий Ротенберг. ООО «ВК Холдингс» зарегистрировано 15 марта 2018 года. Бенефициаром компании является ее гендиректор Владимир Кокорин.

НИОКР

В этот раздел мы отнесли те организации, которые занимаются научно-исследовательской работой либо производством нелетальной продукции, в частности приборов.

Лидером, что, впрочем, неудивительно, стал знаменитый Центральный НИИ точного машиностроения, занимающийся исследованиями и разработкой новых видов вооружения, экипировки и т. д. В частности, именно ЦНИИТОЧМАШ разрабатывал систему экипировки «солдата будущего» «Ратник», стрелковое оружие, предназначенное для решения специальных задач, – бесшумные снайперскую винтовку и автомат, оружие для подводной стрельбы, некоторые системы стрелкового вооружения и артиллерии. В составе НИИ есть собственный полигон, пригодный для испытания артиллерии и бронетехники, баллистический центр и многое другое. НИИ входит в структуру Ростеха.

Почти такую же прибыль фиксирует Пермская научно-производственная приборостроительная компания. Об этом предприятии довольно скупая информация – известно, что основано в 1950-х годах как часовой завод. Однако основная часть продукции – штурманское и навигационное оборудование, различные системы балансировки и гироскопы, в том числе для авиации и флота. Предприятие имеет форму собственности ПАО, основной акционер – Алексей Андреев, который с 1993 года возглавляет предприятие. Ему, по некоторым данным, принадлежит более 70 % предприятия.

Два оставшихся предприятия в списке тоже довольно любопытны. ГЛП «Радуга» – это единственный в стране полигон, где разрабатывалось и испытывалось лазерное оружие – от самоходных установок до космических объектов. «Оптиковолоконные системы» – это вообще очень отдаленно связанное с ВПК производство: практически единственное и самое современное в России производство оптоволокна. Большие убытки связаны, видимо, с тем, что завод еще продолжает инвестировать в его расширение.

Короли и боги госконтрактов

И, наконец, традиционная рубрика, посвященная тому, насколько активно выполняют госконтракты компании. Отметим, что все поставки в войска идут через систему гособоронзаказа, поэтому суммы не так и велики. Через госконтракты идут силовые ведомства и иные структуры, которым по тем или иным причинам потребовалась военная техника. А бывает, что они вовсе не связаны с поставками продукции.

Например, «Высокоточные комплексы» показывают общий объем госконтрактов на 12 млрд рублей, но львиная их доля – внутренние займы в интересах «РТ-Финанс», дочерней компании госкорпорации «Ростех».

Чего не скажешь о Заводе им. Дегтярева – самые крупные заказы у него были связаны с поставками бронемашин в качестве комплекса связи и управления для бронетанковых тактических групп; сумма за два контракта превышает 8 млрд рублей. Остальное – продукция, поставляемая для силовых структур.

Замыкает число лидеров «Курганприбор» – он заключает многомиллионные контракты на поставку взрывчатых веществ и бомб различного назначения.

Гособоронзаказ VS господдержка

Мнения экспертов о том, нужно ли дополнительно государству поддерживать оборонку или достаточно «кормить» ее через ГОЗ, разделились.

«Госпредприятия, которые обеспечивают гособоронзаказ, традиционно не пытаются расширить свой бизнес за счет коммерческих заказов, полагая, что оборонного заказа им достаточно. На таких предприятиях зачастую очень негибкий менеджмент и руководство, которое очень сложно идет на контакт с частным бизнесом. Есть, конечно, исключения, но их не так много, как хотелось бы. До Китая в этом плане нам пока далеко, где аналогичные предприятия, обслуживающие ГОЗ, максимально расширяют и девирсифицируют свой портфель заказов, за счет чего имеют дополнительную прибыль. Если говорить о производстве стрелкового оружия, где мог бы быть налажен сбыт по гражданскому направлению, охотничье оружие в частности, то даже концерн «Калашников» прилагает максимальные усилия по диверсификации производства – беспилотники, корабли, мотоциклы, багги. У руководства есть четкое понимание, что на стрелковом оружии у нас не заработать. Поэтому большинство предприятий ориентировано на ГОЗ и благодаря этому чувствует себя вполне уверенно», – прокомментировал ситуацию в отрасли военный эксперт Центра военно-политической журналистики, член генсовета «Партии дела» Владимир Орлов.

«Существующий ГОЗ не обеспечивает полную загрузку предприятий ОПК; кроме того, имеет тенденцию к его снижению. В связи с этим появилось указание президента о диверсификации с выходом на производство 50 % гражданской продукции. Кризис ОПК начался не в этом году, а значительно раньше, эпидемия просто обострила обстановку в загнивающих системах, не более того. В организмах, работа которых организована по объективным законам, например «Яндекс», больших потрясений не испытывают. Что касается господдержки, то она у нас оказывается всему миру, при этом огромное количество людей РФ всеми доступными средствами и способами, в том числе и на федеральном уровне, побираются, вымаливая средства на лечение наших детей. Поэтому очевидно, что сначала, исходя из реалий сего дня, нужно уточнить государственную политику ОПК РФ, а уж потом речь вести о господдержке как одном из способов реализации этой политики. Любой другой путь, если речь идет о дополнительном государственном финансировании предприятий ОПК, – это выбрасывание денег на ветер», – считает бывший начальник Главного штаба Сухопутных войск РФ генерал-лейтенант Сергей Скоков.

Фото: пресс-служба концерна «Калашников»; инфографика: Елена Майорова / ФедералПресс

Сюжет по этой теме
15 декабря 2020, 13:22

Итоги-2020: срывая маски

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Сюжет по теме:
Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.