Общество
  1. Общество
Общество
Свердловская область
0

Что станет с самым известным долгостроем Екатеринбурга: поДЕЛИли

Что станет с самым известным долгостроем Екатеринбурга: поДЕЛИли
Что станет с самым известным долгостроем Екатеринбурга: поДЕЛИли

В Екатеринбурге решилась судьба самого известного долгостроя города – гостиницы «Дели» через реку Исеть от Екатеринбургского цирка. Новым владельцем здания стало АО «Ледовая Арена», подконтрольное УГМК-холдингу и правительству Свердловской области. Сейчас в планах на месте некогда самого амбициозного проекта 90-х построить парковку для ледового дворца. О том, как в центре города появилась заброшенная стройка и почему идея отдать землю под многоярусную стоянку нравится не всем – в материале «ФедералПресс».

Амбиции – возможности

Середина 90-х годов прошлого века. Совсем недавно переименованный из Свердловска в Екатеринбург уральский мегаполис начинает жить по-новому: бизнес, в том числе и ресторанный, идет в ногу со временем и активно развивается. Одно из известных заведений в столице Урала в ту эпоху – ресторан пекинской кухни «Харбин», фасад которого украшали диковинные львы с соответствующими архитектурными деталями. Его владелец – Константин Романовский. Столики в этом месте бронировали за несколько недель – заведение пользовалось огромной популярностью.

Коммерческий успех заведения наводит Романовского на амбициозные планы. Ресторатор затевает проект строительства грандиозного отеля со статусом «5 звезд». Для Екатеринбурга тех времен подобная затея оригинальна. Но попытки найти инвесторов (как российских, так и китайских) не увенчались успехом. Господин Романовский не останавливается и знакомится с индийцем Хансраем Шивом, занимающимся проектированием и строительством пятизвездочных отелей.

С новым инвестором и началось возведение будущего недостроя «Екатеринбург – Дели». Но… через два года оно полностью остановилось. Повлияла инфляция, из-за которой расходы на проект выросли почти в 2,5 раза. Инвесторы покинули проект. Романовский попытался завершить его самостоятельно, влезая в многочисленные кредиты. Затем последовало банкротство. Кризис 1998 года стал контрольным выстрелом по амбициозной задумке.

«Для меня этот объект интересен как образец раннего капиталистического романтизма. Это и есть тот самый капром, о котором так часто говорят в Санкт-Петербурге. Образец, который исходит из реальных романтических представлений 1993–1995 годов о будущем. Думалось, что это будет мегаполис, в который будут приезжать богатые туристы и жить в самом центре города», – рассказал «ФедералПресс» в Екатеринбурге социолог и экскурсовод Дмитрий Москвин.

В 2002 году у «Дели» появляется новый собственник – Сергей Флеганов, владелец ТЦ «Мегаполис». В его планах здание несостоявшейся гостиницы должно было превратиться в крупный торгово-деловой центр, но против этого выступила городская администрация. По мнению чиновников, торговых площадей в городе было достаточно, а отелей мирового уровня на тот момент – ни одного.

Новый виток истории с «Дели» начался в 2016 году, когда власти все-таки одобрили создание на его базе ТЦ. Работы возобновились: появилась временная крыша, здание начали утеплять. Но на этом вдруг – все.

Новая история «Дели»

В 2019 году о «Екатеринбург – Дели» вспомнили снова, когда гражданские активисты предложили эту площадку для строительства спорного храма святой Екатерины. Но владелец Сергей Флеганов запросил баснословную сумму в 1 млрд рублей. Все понимали, что «Дели» не стоит таких денег. Власти вели долгие переговоры, но в итоге отказались от такого варианта.

Владелец недостроя понимал, что огромная коробка из красного кирпича в центре Екатеринбурга давно потеряла ценность, и выставил ее на торги. Понимая, что в 2020 году срок аренды земли заканчивается, господин Флеганов снизил цену – до 700 миллионов. Желающих так и не нашлось.

Наступает октябрь 2020 года. Срок аренды земли под «Дели» подходит к концу. Мингосимущества Свердловской области подает в арбитражный суд иск о продаже долгостроя. Одновременно компанию Флеганова пытаются признать банкротом из-за многочисленных долгов. Выходом из положения становится заключение мирового соглашения, бизнесмен получает в обмен на долгострой 240 млн рублей от АО «Ледовая Арена», которое возводит огромный спортивный объект на противоположном берегу Исети (на месте эпично снесенной Екатеринбургской телебашни).

Согласно информации МУГИСО, территория под гостиницей «Дели» станет парковкой для посетителей будущей ледовой арены. Согласно проекту, вблизи ледового дворца должен появиться восьмиэтажный паркинг.

Все средства на приобретение «Дели» выделены из областного бюджета. И это не первое вливание бюджетных средств в проект УГМК. Изначально «Ледовая арена» бесплатно получила участок земли, где стояла знаменитая телебашня (к слову, еще один масштабный екатеринбургский недострой). Тогда многие надеялись, что этим бюджетная поддержка ограничится, но в 2019 году проект получил еще 300 млн рублей. Теперь правительство, которое владеет 40 % АО «Ледовая Арена», скупит акции компании по рублю за штуку, тем самым «компенсировав» затраты на покупку недостроя.

Правда, по мнению екатеринбургского юриста Ивана Кадочникова, покупка здания могла обойтись куда дешевле – в 197 млн рублей. Согласно данным с официального сайта мэрии, участок под «Дели» оценивается в 42,3 миллиона. При этом у участка нет зарегистрированных прав, а мэрия могла свободно обязать владельца снести аварийное здание. «Считаем стоимость сноса аварийного здания: 240 миллионов минус 42,3 миллиона равняется 197,7 млн рублей», – рассудил юрист.

При этом Сергея Флеганова обязали выплатить задолженности, которые у него накопились за период владения гостиницей. Сейчас арбитражный суд занимается рассмотрением реестра заявленных долгов, общая сумма которых составляет почти 100 млн рублей.

Если не парковка, то что?

Огромный недострой в центре столицы Урала за эти годы не устраивал многих. И одним из альтернативных решений рассматривался снос здания. По мнению бывшего главного архитектора Екатеринбурга Михаила Вяткина, участок можно отдать под общественную территорию, а парковку обустроить под землей.

«Если строить многоэтажную парковку, то это будет хуже, чем когда это была гостиница. Какие бы приемы ни делали, какая архитектура бы ни применялась в парковках, во всем мире они выглядят как обычные, заурядные здания. Я видел, как в Чикаго встраивали парковки, но у них был единый со зданием фасад», – заявил Михаил Вяткин.

Это же мнение разделяет и Дмитрий Москвин. В Екатеринбурге очень давно ходят разговоры о возведении так называемой площади религий, которая объединила бы в себе сразу несколько храмов для людей разных вероисповеданий. Начать ее постройку как раз можно с храма святой Екатерины, из-за которого в 2019 году в уральской столице разгорелся скандал федерального масштаба. Тогда было решено строить храм на месте приборостроительного завода, часть которого принадлежит УГМК, но, по последним данным, второй собственник отказался продавать свои помещения.

«Здесь все карты на руках. Приборостроители место не отдают, других территорий в городе нет. Зато тут и синагога рядом, и транспортная развязка. Вот и площадь всех религий, о которой давно мечтали, спокойно может сформироваться. Произойдет или нет – не знаю. Но хотелось бы чего-то более вразумительного, чем парковка», – отметил Дмитрий Москвин.

По его словам, «Дели» могла бы стать продолжением набережной реки Исеть. Согласно проекту УГМК, обновленная набережная появится со стороны «Ледовой арены». Территория со стороны недостроя также могла бы стать частью концепции проекта.

На данный момент АО «Ледовая арена» не дает никаких намеков на дальнейшие планы в реализации недостроя. Известно только одно – Екатеринбург в скором времени останется без «Дели».

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Ксения Медведева

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Telegram 1