Предприниматели Приволжья оценили, насколько им помогли государственные меры поддержки. Не все отрасли и сферы смогли ими воспользоваться, хотя региональные правительства продолжают внедрять новые виды помощи. Одна из них – проект «Сделано в России» для популяризации и развития товаров, производимых в России. К этому проекту начинают подключаться в том или ином формате все регионы ПФО. В ближайшее время власти планируют сделать акцент на продвижении брендов в интернете и е-коммерции. О том, чего действительно не хватает предпринимателям и какой поддержке они будут рады, узнавал корреспондент «ФедералПресс».
«Пользу нам приносят реальные мероприятия, которые сейчас запрещают»
Одним из главных результатов участия ульяновской делегации в форуме «Деловой климат в России-2020» стало соглашение об участии региональных предпринимателей в проекте «Сделано в России». Документ предполагает рекламное, информационное и брендинговое продвижение товаров и услуг ульяновского бизнес-сообщества. По словам председателя совета директоров Корпорации развития промышленности и предпринимательства региона Руслана Гайнетдинова, участие в проекте «Сделано в России» поможет местным производителям увеличить объем продаж и развить бизнес даже в период пандемии.
Губернатор Сергей Морозов, выступая на форуме «Деловой климат в России-2020», рассказал, что ульяновские власти планируют развивать инфраструктуру цифровой торговли. Для этого им удалось разработать и представить новый набор инструментов поддержки тех предпринимателей, которые продают свои товары через интернет. Эта концепция уже получила положительную оценку ведущих ритейлеров. Но всем ли она подходит?
Мануфактура «БалалайкерЪ», производящая балалайки, традиционные для России музыкальные инструменты, существует в регионе с 2013 года. Сейчас это достаточно успешное предприятие, но оно ощутило на себе все сложности пандемии.
Соучредитель мануфактуры Сергей Ключников не может сказать, какая поддержка сейчас больше нужна бизнесу. «Обычно в таких случаях просят денег. Но просто давать деньги бесполезно, нашему брату это не на пользу, сразу выветривается тяга к саморазвитию. Из принятых мер отмечу мораторий на проверки бизнеса – это действительно может снять часть стресса, по крайней мере, с небольших предприятий», – поясняет он.
Для производства музыкальных инструментов это актуально, потому что все, что связано со столяркой, уязвимо с точки зрения проверок. Сложная ситуация и с арендой. По словам предпринимателя, в общей сложности, фабрика была в простое около месяца, что принесло заметные потери, в частности, опустел склад продукции.
«Сейчас важна поддержка на информационном поле. Это полезно, особенно на межрегиональном уровне, например, нужно проводить выставки, семинары, конференции и т. д. Это действенный ресурс продвижения и развития. Сейчас много таких мероприятий ушло в онлайн-режим, но в этот формат я не особо верю, пользу приносят реальные мероприятия, которые сейчас запрещают», - отметил Сергей.
В этом году команда «Балалайкера» создала уникальный новый проект – «Музей балалайки». Пока он только начинает свою деятельность – ищет своих зрителей и ценителей. С музеем пока есть определенные проблемы: действуют запреты и ограничения в работе, туризм «умер», многие частные музеи сворачивают деятельность.
«Вот тут нам бы пригодились меры поддержки, например, помощь в поиске грантовых источников, любых - частные фонды, венчурные каналы. Что такое «офис цифровой коммерции», мне не совсем понятно. В нише музыкального производства много людей не имеют никакого опыта в этой сфере. Если ребята из правительства что-то придумают в этой части - здорово. Но в реальности большая часть предпринимателей не в курсе разных механизмов поддержки», - заключил Сергей Ключников.
Без помощи государства не выдержим
Типографию Brand and Space в Ульяновске делают совсем молодые ребята, позиционирующие себя как инновационный бизнес. Они работают в регионе с 2018 года. За это время их клиентами стали региональные филиалы многих крупных компаний. Для того, чтобы выживать, ребятам приходится работать до поздна, но все равно сложностей остается много.
Руководитель типографии Дмитрий Пантелеев надеется на единственную поддержку - снижение арендной ставки или арендные каникулы. «Креативное пространство «Квартал», где мы находимся, принадлежит государству. Губернатор во время карантина два раза публиковал посты о том, что такие площади отменят арендную плату. Нам велели ждать указ, но мы его так и не дождались», – сетует Пантелеев.
На другие меры поддержки типография рассчитывать не может, так как сфера не признана пострадавшей.
С мая 2019 года в Ульяновске существует бар «Дом культуры». У его владельца Ильи Лисина изначально были серьезные планы: открыть еще одно заведение общепита, пандемия помешала, а реальной поддержки он пока не ощутил.
«Из всего, что предлагается, нам было бы очень важно компенсировать часть затрат на ЖКХ, потому что у нас сейчас на это мало денег. Мораторий на проверки тоже нужен. Сейчас у нас большие трудности. Доходы сократились, как минимум, на 30 %», - отметил Илья Лисин.
Микрозаймы, субсидирование и выход на маркетплейсы
В начале декабря о новых возможностях для предпринимателей сообщили и в Самарской области. 3 декабря там прошла встреча представителей министерства экономического развития области, управления регионального Роспотребнадзора, бизнес-сообщества, надзорных органов и общественных организаций. Для снижения нагрузки на предпринимателей было предложено регулярно проводить профилактику нарушений, увеличивать предупреждения, сокращая штрафы, применять риск-ориентированный подход.
В регионе уже действует несколько программ микрофинансирования свыгодными условиями и оперативным рассмотрением документов. Бизнесменам, готовым вывести свой товар на экспорт, также помогают: могут перевести сайт на иностранный язык или помочь найти зарубежных партнеров.
Фонд «Региональный центр развития предпринимательства Самарской области» предлагает несколько новых услуг. В частности, размещение местных товаров на маркетплейсах федерального значения («Озон», «Беру», Wildberries и др.) Здесь помогут обеспечить первоначальное финансирование выхода на рынок (до 70 %) и окажут всестороннюю поддержку.
Более 2,7 млрд рублей уже вложили в поддержку бизнеса в Татарстане. Основными мерами являются микрозаймы, поручительства и субсидии для предпринимателей.
По словам бизнес-омбудсмена Татарстана Фарида Абдулганиева, с 1 апреля в республике поддерживают тех, на кого не распространяются федеральные меры поддержки. В частности, была введена уникальная для России программа субсидирования процентной ставки для бизнеса.
Особое отношение здесь к представителям общепита. В то время, когда все работали только на доставку, здесь ввели республиканскую программу стопроцентного субсидирования затрат по доставке еды агрегаторами. Это позволило рестораторам удержаться на плаву. Благодаря выплаченным 28 млн рублей около 100 кафе и ресторанов региона не закрылись, а продолжили работать.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева