В Нижегородской области реализуется амбициозный проект формирования инновационного предприятия по производству битумных материалов для дорожного строительства с использованием передовых технологий. Зачем он нужен и где дороги станут лучше – в материале «ФедералПресс».
Компания ЛУКОЙЛ, сотрудничающая со многими регионами России в сфере дорожного строительства, активно развивает производство битумов. Компания работает над повышением качества дорожного покрытия в различных природных условиях России, включая суровые арктические.
Исторически производство битумов ЛУКОЙЛа находится, в том числе и в Нижегородской области, в городе Кстово, на НПЗ компании– ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез». Год назад ЛУКОЙЛ приступил к формированию здесь современного битумного кластера, призванного объединить производственный комплекс и недавно введенный научно-исследовательский центр разработок. В лабораториях центра проводится самый широкий в России спектр испытаний битумов и асфальтобетонов – более 70 методов, моделирующих транспортные нагрузки и климатические условия любого уровня сложности.
А в октябре текущего года ЛУКОЙЛ открыл в Кстово новый центр отгрузок битумных материалов.
«Эти события демонстрируют серьезность наших намерений в развитии битумного направления компании. Нам важно не только создавать высокотехнологичный и качественный продукт, но и выстроить максимально эффективные логистические процессы», ‒ подчеркнул на церемонии запуска Центра Президент ПАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов.
Запуск центра отгрузок битумных материалов обеспечивает увеличение пропускной способности, а также своевременную отгрузку битумных материалов клиентам в соответствии с высокими стандартами качества. Проект в целом позволит ЛУКОЙЛу расширить рынок сбыта и экспорт товарной продукции.
С момента ввода в эксплуатацию нового центра отгружено более 280000 тонн битумных материалов. Они поставляются в регионы, где сегодня ведется активное строительство автомобильных дорог – Пермский край, Удмуртскую республику, Барнаул, Кемерово, ХМАО, ЯНАО, Сыктывкар, Нижний Новгород, а также в Центральный федеральный округ.
Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин считает, что вектор развития ЛУКОЙЛА по битумному направлению очень правильный и перспективный. «Уверен, что эта продукция очень востребована, в том числе в Нижегородской области. Все знают, что битумные материалы используются при ремонте и строительстве дорог и от их качества зависит качество дорожного покрытия. Мы каждый год наращиваем ремонт и строительство дорог. Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» один из наиболее масштабных. Например, в этом году запланирован ремонт и капитальный ремонт 195 объектов. Их протяжённость более 880-ти километров. Это только по нацпроекту. Для сравнения в 2018 году было отремонтировано 654 километра. Плюс мы ведем реализацию крупных дорожных развязок», ‒ отмечает он.
Как сообщил заведующий кафедрой «Дорожно-строительные материалы» МАДИ профессор Юрий Васильев, потребление битума в Кстово и Нижегородской области, где расположен завод ЛУКОЙЛа, растет год от года ввиду изменений категорийности дорог и повышения требований к эксплуатационным показателям асфальтобетонных покрытий.
«За несколько последних лет ЛУКОЙЛ построил два логистических центра по отгрузке битумных продуктов в Волгограде и Нижнем Новгороде, создал научно-исследовательский центр битумных материалов на территории крупнейшего НПЗ, запустил процесс глубокой модернизации производственного оборудования на обоих производствах. Все эти действия не оставляют сомнений, что ЛУКОЙЛ пришел в эту тему «всерьез и надолго», так как явно считает направление битумных материалов перспективным», ‒ отметил Васильев.
«Потребности в битумных материалах на следующий год у нас около 70 000 тонн, ‒ говорит глава региона. ‒ Отсутствие логистического центра было серьезной проблемой. Например, для закупки битумных материалов в зимнее время необходимо наличие у подрядных организаций специально оборудованных хранилищ или емкостей. В Нижегородской области большинство подрядных организаций не имеют производственных мощностей для закупки битума «впрок». Таким образом, работа организована практически с «колес». При больших объемах работ в подрядных организациях возникают сложности в логистике. Правительство региона сотрудничает с ЛУКОЙЛом для повышения качества таких материалов и улучшения логистики. Региональный минтранс в этом году участвовал в совместных лабораторных испытаниях и технических совещаниях», ‒ заявил губернатор.
Запуск центра отгрузок битумных материалов ЛУКОЙЛа обеспечивает своевременную отгрузку битумных материалов клиентам в соответствии с высокими стандартами качества
Качество, надежность, инновации
Сегодня ассортимент битумных материалов ЛУКОЙЛа насчитывает более 40 наименований. Компания активно сотрудничает с крупнейшими дорожно-строительными организациями и регионами по всей России, предлагая своим партнерам инновационные продукты и сопутствующие сервисные услуги, в числе которых разработка составов и технологий укладки асфальтобетонов, а также профессиональная подготовка персонала, задействованного в строительстве дорог.
В мае 2020 года компания «ЛЛК-Интернешнл», являющаяся дочерним предприятием Группы «ЛУКОЙЛ», начала поставки битумных вяжущих материалов марок Performance Grade (PG) для строительства и ремонта трасс федерального значения. Они применяется при строительстве дорог с использованием системы объемного проектирования Superpave, учитывающей транспортную нагрузку и климатические условия эксплуатации асфальтобетонов, что вкупе обеспечивает повышенные характеристики дорожного покрытия.
Васильев отметил, что компания понимает индивидуальные потребности дорожников и стремится их удовлетворить. Особенности сырьевой базы производств ЛУКОЙЛа дают возможность экспериментировать, решая нестандартные задачи: «Ведется работа, в том числе, и над неокисленными битумами. Надеемся, что эта работа не оставит без внимания и высоковязкие нефти».
Компания ЛУКОЙЛ является одной из первых в России, освоивших производство битумных вяжущих материалов, соответствующих ГОСТ Р 58400.1-2019, которые разработаны на основе системы Superpave и внедрены в июле 2019 года. На текущий момент ассортимент компании насчитывает четыре вида битумного вяжущего материала: PG 58-22, PG 52-28, PG 58-28 и PG 64-22.
Разработка активно используется в Центральном, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах России. Впервые битум марки PG был использован компанией для ремонта таких трасс федерального значения как Р-243 «Кострома‒ Шарья‒ Киров‒ Пермь» и участок «Выборг‒ Светогорск» автодороги А-181 «Скандинавия». В дальнейшем компания планирует существенно увеличить объемы поставок битумов в адрес дорожно-строительных организаций и расширить продуктовый портфель.
Сегодня на действующем производстве нефтебитумов «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» также производятся наиболее востребованные на рынке марки дорожных битумов БНД 50/70, БНД 70/100 и БНД 100/130, соответствующих ГОСТ 33133-2014, которые полностью заменяют марки дорожных битумов по ГОСТ 22245-90.
Работа научно-исследовательского центра по битумным материалам, открытого год назад, обеспечивает появление высококачественных продуктов для строительства дорог. Производимые на предприятии марки дорожных битумов обладают более высоким порогом износа. Благодаря накопленному богатому опыту в разработке и применении битумных материалов ЛУКОЙЛ‒ один из лидеров в отрасли.
«Битумы ЛУКОЙЛ сейчас, как, впрочем, и всегда, «держат марку» и входят в число лидеров в России. Надеемся, что принятый ЛУКОЙЛом курс на разработку и внедрение инноваций в тесном сотрудничестве с дорожниками и научными организациями позволит нам увидеть и оценить в ближайшее время много новых битумных материалов», ‒ сказал Юрий Васильев.
Фото: ПАО «ЛУКОЙЛ»