Top.Mail.Ru
Экономика
Приморский край
0

Хозяева неба: кто владеет дальневосточными аэропортами

Дальний Восток – один из самых отдаленных регионов России. В большинстве субъектов ДФО транспортная доступность невысока. Пассажиропоток тоже невеликий, что объяснимо: людей здесь живет совсем немного. В северной части округа плотность населения одна из самых низких в мире. Вместе с тем, транспортная система ДФО – лакомый кусочек для крупного бизнеса. Неразвитая инфраструктура – это простор для серьезных и дорогостоящих проектов, особенно если речь идет про аэропорты и аэровокзалы. Это важная составляющая транспортной доступности. Кому принадлежат дальневосточные аэропорты, насколько острая борьба ведется за них? В этом разбирался корреспондент «ФедералПресс» из Владивостока.

Сибирское небо

Один из главных игроков на рынке аэропортов Дальнего Востока – ООО «Новапорт» Романа Троценко. Это компания, специализирующаяся на реализации комплексных программ развития аэропортов. Входит в группу компаний AEON Corporation.

Холдинг управляет 13 аэропортами. «Новапорт» считается одним из крупнейших аэровокзальных холдингов в стране. Достойных конкурентов у него всего два – «БазэлАэро» Олега Дерипаски и «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга. Они также претендовали на «Байкал», но опередить Троценко не успели.

«Новапорту» принадлежат главные воздушные ворота Забайкалья и Бурятии:международные аэропорты Читы и Улан-Удэ. Последний, под названием «Байкал», компания выкупила в 2017 году у инвесткомпании «Метрополь». Тогда она начала расширяться и выкупила сразу несколько сибирских аэропортов с пассажиропотоком менее 500 тысяч человек. «Байкал» на тот момент был очень неперспективным проектом: в год он пропускал около 243 тысяч пассажиров. К 2019 году этот показатель вырос до 534 тысяч человек. Более чем серьезный результат.

Справедливости ради стоит заметить: до последнего времени Бурятия и Забайкалье не были дальневосточными регионами. Их включили в состав ДФО только в 2018 году. Так что, по большому счету, «Новапорт» концентрирует усилия в Сибири. Об этом говорит тот факт, что сейчас он почти забросил развитие дальневосточного направления.

Как и многие другие крупные компании, «Новапорт» не раз попадал в центр различных скандалов. Одна из самых заметных историй связана с иркутским аэропортом. Федеральная антимонопольная служба заподозрила, что предприятие скрывает важные документы, нужные для проверки работ по реконструкции объекта. Кроме того, на компанию и правительство Иркутской области подала в суд британское предприятие Geonika LLP.

Что характерно, дальневосточные аэропорты под руководством «Новапорта» в поле зрения проверяющих органов не попадали. Бывший владелец «Байкала» Михаил Слипенчук отмечал, что бурятский аэровокзал с новым руководством вступил в новую фазу развития.

«Базовый элемент» Дерипаски

Алюминиевый олигарх Олег Дерипаска «рулит» главными воздушными воротами Приморского края – аэропортом «Кневичи». Объект принадлежит компании «Базовый элемент»миллиардера. Кроме того, именно ей принадлежит 51 процент акций красноярского аэропорта «Емельяново» в Сибири. Сейчас олигарх планирует увеличивать свое присутствие на Дальнем Востоке. Речь идет, конечно, о новом сахалинском аэровокзале, который должен стать хабом, где базируется Единый дальневосточный оператор. Именно поэтому за объект сейчас борются сразу несколько крупных компаний.

Сейчас будущее проекта туманно. Прежний подрядчик не справился со стройкой нового аэровокзала. Власти Сахалина планировали вне конкурса наладить сотрудничество с компанией Вексельберга «Аэропорты регионов», однако, в дело вмешалась антимонопольная служба. В итоге обойти конкурс не удалось.На этой неделе правительство Сахалина объявило конкурс по поиску инвестора, который сможет достроить злосчастный терминал. В него необходимо вложить около 6,7 миллиарда рублей.

Одним из главных претендентов на проект является именно «Базовый элемент». Если Дерипаска сможет обойти конкурентов, его влияние в ДФО серьезно вырастет.

Злой и хищный Вексельберг

«Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга – новый игрок на дальневосточном рынке. Это молодой, но злой хищник. Пока компании принадлежит только один дальневосточный аэропорт – «Елизово», недалеко от Петропавловска-Камчатского, но она пытается заполучить объекты на территории многих регионов ДФО. Самый свежий случай связан с Южно-Сахалинском, однако, он не единственный.

В этом году «Аэропорты регионов» и «Новапорт» создали совместное предприятие ООО «АБС». Оно получило контракт на реконструкцию аэропорта в Магадане и Благовещенске.С последним объектом случился скандал. Когда в сентябре «АБС» выиграли конкурс, ООО «КрасИнвест» Олега Дерипаски вместес АО «Хабаровский аэропорт» подало жалобу в ФАС. Результаты конкурса отменили, и борьба за объект все еще продолжается. Это уже второй раз, когда Вексельбергу помешали получить контракты на Дальнем Востоке.

Кроме того, аэропорт Магадана в мае 2020 года передали из федеральной собственности региону. В будущем аэровокзал Колымы может также стать собственностью одного из холдингов – и основным претендентом на него является именно Виктор Вексельберг.

Мощным стимулом для обострения борьбы за дальневосточное небо стали планы о создании нового авиаперевозчика. Он будет работать, ориентируясь на ДФО, а создание проекта потребует вложения 30 миллиардов рублей. Само собой, мимо такого начинания не может пройти ни один игрок рынка. Самый главный приз получит предприниматель, который сумеет закрепиться в Южно-Сахалинске. Так что за него бизнесмены будут бороться до конца.

Региональные игроки

Стоит отметить, что далеко не все крупные аэропорты ДФО принадлежат олигархам. Например, в Хабаровске есть аэровокзал, который принадлежит местному правительству. Его оператором является АО «Хабаровский аэропорт» Константина Басюка (к слову, после отставки Фургала он претендовал на место врио).

Аэропорт Якутска тоже принадлежит одноименному акционерному обществу. В 2010 году существовало государственное унитарное предприятие «Аэропорт Якутск», а потом его реорганизовали. В 2012 году, после того, как было сформировано АО «Аэропорт Якутск», в аэровокзале открыли новый пассажирский терминал, отвечающий всем международным стандартам.

«На сегодняшний день это лучший аэропорт страны. Но главное, что в нём есть своя изюминка, свой колорит. Он играет важную роль в транспортной схеме не только Дальнего Востока, но и в масштабах всей страны», — отмечал глава Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько на церемонии открытия.

Аэропорт «Игнатьево» имени Н.Н. Муравьёва-Амурского в Благовещенске также принадлежит не предпринимателям, а государству. В регионе действует государственное унитарное предприятие «Аэропорт Благовещенск».

В Еврейской автономии нет своего крупного аэропорта вообще – местные жители ездят в Хабаровск, если им нужно куда-то добраться. Учитывая его близость, местные жители не слишком в обиде. Кроме того, именно по территории ЕАО проходит Транссиб, так что добраться до нужной точки не составляет труда.

Фото: ar-management.ru, commons.wikimedia.org, sakhalin.gov.ru

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.