Top.Mail.Ru
Общество
Приморский край
0

От снежных арт-объектов до ледяного дождя: история зимних коллапсов Владивостока

Зима для Приморского края – пожалуй, самое проблемное время
Зима для Приморского края – пожалуй, самое проблемное время

Зима для Приморского края – пожалуй, самое проблемное время. Любой относительно сильный снегопад традиционно оборачивается как минимум транспортными коллапсами. В самых тяжелых случаях буйство стихии перерастает в настоящее ЧП. За последние несколько лет, пожалуй, не было ни одного года, когда бы зимние осадки не превращались в катастрофу. Особенно сильно от этого страдает Владивосток с его перегруженной и устаревшей транспортной системой. Город попросту парализует – когда на несколько часов, когда на сутки. Притом что он лучше других в Приморье обеспечен средствами борьбы со стихией. «ФедералПресс» вспоминает главные вехи этой бесславной борьбы городских властей.

Народное творчество и пушкаревские сугробы

Будем честными: в новейшей истории снег почти всегда создавал для Владивостока проблемы. Одна из главных причин такого положения дел – неутешительная работа коммунальных и дорожных служб. Кто-то пытается оправдать коммунальщиков, вспоминая о нехватке людей и техники. Кто-то, наоборот, пеняет на их безалаберность. Однако факт остается фактом.

В девяностые-нулевые проблемы зачастую объяснялись большим количеством осадков. Все-таки зимы тогда были куда более снежными. Со временем стали все чаще проявляться проблемы в городском хозяйстве – коммунальщики попросту не справлялись со своей работой. Коллапс после снегопада 2007 года, например, стал одной из причин отставки мэра Владимира Николаева.

В 2009 году город также практически парализовало из-за сильнейшего снегопада. В итоге перестали регулярно ходить автобусы и горожане часами мерзли на остановках. Символом того циклона стал огромный мужской половой орган, вылепленный энтузиастами на остановке «Некрасовская». Своеобразный арт-объект однозначно символизировал отношение городских властей к простым людям. Снимки двухметрового снежного достоинства тогда облетели весь интернет и даже засветились на передовицах приморских газет.

Однако нынешние размах и системность проблема приобрела не так давно – примерно в 2013–2014 годах. Первые звоночки начались вскоре после саммита АТЭС: тогда неожиданно выяснилось, что чистить новые мосты и трассу Седанка – Патрокл некому. Но серьезные проблемы начались чуть позже. Настоящий снежный апокалипсис горожане могли наблюдать в ноябре 2014 года. Тогда на город друг за другом обрушились два циклона – с разницей в неделю. Само собой, за семь дней последствия первого снегопада никто не успел убрать. В итоге передвигаться по городу стало совершенно невозможно. Дороги превратились в каток, многим водителям пришлось бросать свои машины в городе. Примечательно, что за месяц до коллапса мэрия города заявляла: Владивосток готов к снегопадам. Правда, всего к четырем – именно на столько раз городу хватит пескосолевой смеси и реагентов.

Январь 2016 года горожане помнят по двухметровым сугробам в центре города. Историческая часть Владивостока буквально утонула в снегу – по ней было ни пройти ни проехать. Некоторых владивостокцев снег заблокировал в домах. Несмотря на бравурные заявления мэра Игоря Пушкарева, коммунальщики в тот раз работали очень плохо. Залежи снега красовались в центре города несколько недель подряд. В некоторых местах дворники всего лишь прокопали дорожки между сугробами – и на этом все закончилось.

В том же году впервые начали всерьез обсуждать транспортную проблему Русского острова. Местные жители несколько раз оказывались отрезанными от города. В январе, ноябре и декабре – из-за снега и гололедицы, в марте – из-за мощного ливня. Проехать по местным дорогам было просто невозможно, а паромное сообщение к этому времени «зарубили». В последующие годы проблем стало только больше.

«Черная пятница» 2017-го и сугроб размером с площадь

В ноябре 2017 года снегопад привел, пожалуй, к наиболее мощным за последние годы владивостокским пробкам. Город тогда находился без мэра: Игоря Пушкарева уже арестовали и отстранили, а его преемника не назначили. Обязанности градоначальника тогда исполнял его бывший зам Александр Литвинов.

В пятницу, 17 ноября, на Владивосток обрушился снегопад. Произошло это к концу рабочего дня, когда машин на дороге было много. Уже через пару часов весь город стоял в одной большой пробке. Муниципальные службы оказались попросту не готовы к удару стихии. Районы мыса Чуркин и мыса Эгершельд парализовало. Из-за обледеневших сопок часть дорог оказалась непроходима ни для обычных машин, ни для техники дорожников, ни для автобусов. Многие жители провели в заторах 10–12 часов. Например, автобусы, выезжавшие вечером с Русского острова в центр Владивостока, добрались до места только в 3–4 часа утра.

Дорожные службы Владивостока тогда активно перекладывали вину на водителей: мол, горожане не «переобули» свои машины, начались аварии и именно поэтому произошел коллапс. Однако это не совсем так.

«Я прекрасно помню тот вечер. Мне пришлось высадить пассажиров в самом начале маршрута, возле остановки «Дальпресс». Подъем на «Первую речку» превратился в каток, никакого сцепления. Вскоре вся остановка была забита пустыми автобусами разных маршрутов. Мы стояли несколько часов, прежде чем дорожники нормально отсыпали склон», – рассказал «ФедералПресс» Сергей В., бывший водитель автобуса маршрута № 98.

В марте 2018 года Владивосток снова отличился, причем на всю страну. 8 марта на город обрушился мощный снегопад. Дорожные службы в этот раз оперативно очищали проезжую часть, и все было бы хорошо, если бы не одно «но». Мэр города Виталий Веркеенко поручил складировать весь собранный снег на центральной площади. Прямо под окнами краевой администрации, в историческом центре Владивостока. В итоге площадь превратилась в один гигантский сугроб четырехметровой высоты – само собой, не белый, а грязно-серый.

В мэрии объясняли такой ход острой необходимостью: мол, все полигоны для вывоза снега оказались забиты. Через неделю он начал таять, и дорожникам пришлось экстренно вывозить осадки на освободившиеся площадки. По данным мэрии, всего с площади убрали 45 тысяч кубометров снега.

Ледяные истории

2019 год не принес Владивостоку облегчения. Новый мэр Олег Гуменюк оказался так же беспомощен перед стихией, как и его предшественники. Эту зиму жители приморской столицы запомнят как одну из самых ледяных. 18 ноября во Владивостоке начался дождь, ночью он сменился снегом, под утро все это подморозило… В последующую неделю повторялась одна и та же картина: днем ледяная корка начинала таять, превращаясь в жижу, вечером она вновь замерзала. Часть дорог худо-бедно удалось очистить, но на этом все. В итоге большинство тротуаров города до весны было скрыто толстенной коркой льда. С ней невозможно было что-либо сделать – лед не брали ни солнце, ни ломы.

Однако самым разрушительным – причем не только для Владивостока, но и для всего Приморья – стал прошлогодний ноябрьский циклон. На край обрушился ледяной дождь, покрывший сплошной коркой дороги, машины, дома, деревья и провода. Инфраструктура не выдержала нагрузки: по всему региону происходили обрывы проводов, без света, тепла и воды остались несколько сот тысяч человек. Ликвидация последствий шла из рук вон плохо: некоторые районы Владивостока (включая остров Русский) жили без коммунальных услуг две недели подряд.

Циклон, который пришел в край на этой неделе, обещает быть куда более слабым. Однако жители приморской столицы ждут его со вполне объяснимой тревогой. Вряд ли в этот раз городские службы окажутся более расторопными, чем обычно. А значит, горожанам снова придется столкнуться с коллапсом на дорогах и прочими неудобствами.

Фото: vlc.ru, primorsky.ru

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.