Бурятия – уникальный дальневосточный регион с серьезным экономическим потенциалом. Далеко не на каждой территории можно найти такое количество полезных ископаемых, леса, запасов пресной воды. Однако все эти преимущества слабо сказываются на экономике региона. Живет республика небогато, так еще и инвесторы не спешат вкладывать в нее деньги. В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в 2020 году республика заняла лишь 32 место. Почему она так и не смогла воспользоваться своими возможностями? Об этом – в спецпроекте «Паспорт регионов Дальнего Востока».
Слабые показатели
На бумаге Бурятия выглядит чуть ли не настоящим клондайком для инвестиций. Развитая промышленность, потенциал в лесной отрасли, налаженная логистика с центральной частью России. По республике проходит Байкало-Амурская магистраль и федеральная автомобильная дорога Р258 «Байкал». То есть, с транспортировкой продукции в другие регионы России проблем гораздо меньше, чем у той же Камчатки. Кроме того, республика гораздо ближе к Москве, чем, например, Магадан. Вдобавок, в Бурятии действует одноименная территория опережающего развития.
Однако экономические показатели региона более чем скромные. В ТОР «Бурятия», например, с 2019 года вложили почти 6,6 миллиардов рублей. Это невероятно низкий показатель: общая численность инвестиций в ДФО за это время составляет 1,3 триллиона. За это прошлой осенью дальневосточный полпред Юрий Трутнев даже отчитал руководство Бурятии.
«У нас инвесторы есть, ТОР рабочая, но общий объем инвестиций 6,6 миллиарда рублей. А если посмотреть по объему соглашений, там цифра, которую вслух неудобно называть. В Бурятию вложили меньше процента, это очень маленький показатель. Нам надо ситуацию менять вместе, надо привлекать новых инвесторов», – отмечал вице-премьер.
Решать эту проблему начали совсем недавно – под конец 2020 года. В декабре премьер-министр Михаил Мишустин распорядился расширить границы ТОР «Бурятия».
«Ранее границы ТОР «Бурятия» распространялись всего на два района республики общей площадью более 121 гектар. Теперь ТОР занимает Прибайкальский, Бичурский, Окинский, Заиграевский, Хоринский районы и город Улан-Удэ общей площадью 426 гектаров», – рассказывал директор ООО «УК ТОР «Бурятия» Тимур Будаев.
По задумке, такая мера должна обеспечить приток инвесторов. В этом году, например, сразу десять новых резидентов ТОР планируют вложить в экономику региона 9,6 миллиарда рублей.
Движение не туда
Как ни удивительно, но одной из главных причин бурятских проблем являются не очень правильные приоритеты властей. Чиновники предпочитают делать упор или на крупных инвестпроектах, или на развитии промышленности. Здесь, конечно, региону есть чем похвастать – в Бурятии работают Улан-Удэнский авиационный, авиаремонтный, локомотивовагоноремонтный и лопастной заводы, металлургическое предприятие «Литейщик», два приборостроительных завода… Однако инвестиционный климат от наличия всех этих объектов не меняется.
Как отмечает директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС Александр Латкин, инвесторы обращают внимание не только на климат, уровень промышленности иликоличество месторождений в регионе. Вкладчики также смотрят на то, как работают руководители регионов, министерства, чиновники.
«Инвестор идет туда, где здравые руководители, где есть честность, порядочность в переговорах. То есть предприниматели хотят, чтобы региональное правительство выполняло свои обязательства. Например, инвестор хочет построить какой-то новый завод или цех, и ему пообещали быстро выделить земельный участок и подвести нужные коммуникации. От того, как выполняются обещания, тоже многое зависит», – рассказал он «ФедералПресс».
А вот с этим у республики большие проблемы. Показательнымстал крупный скандал в сельскохозяйственной отрасли, который разгорелся в этом месяце. Руководители сельхозпроизводств Бурятии обратились с открытым письмом к губернатору Алексею Цыденову и попросили главу региона обратить внимание на реальное положение дел в отрасли. Авторы письма заявили, что в последние десятилетия сельское хозяйство Бурятии переживает «чудовищный развал».
«Миллиарды бюджетных денег выброшены на ветер. Налицо системные, стратегические ошибки в определении основных направлений развития аграрного производства», – отметили сельскохозяйственники.
С развитием бизнес-среды в Бурятии тоже далеко не все гладко. В конце прошлого года депутаты Народого Хурала выступили с критикой работы правительства по этой части. Эксперты называют это одной из причин отставки правительства республики, произошедшей 15 января.В обновленном управленческом аппарате больше нет должности министра инвестиций, который, очевидно, не справлялся с работой. Его функции передали местному минпромторгу.
Как отмечает Александр Латкин, без решения управленческих проблем о росте инвестиций в регион можно только мечтать. Дело в том, что у Бурятии есть несколько слабых мест – отсутствие портов и малая заселенность. Из-за этого она проигрывает даже соседним регионам.
«В Бурятии емкость рынка невелика. Численность населения республики – меньше миллиона человек. А еще покупательская способность местных жителей оставляет желать лучшего. Если в Приморье хотя бы рыбаки и моряки зарабатывают неплохо, то в Бурятии ничего подобного нет», - полагает эксперт.
Так что единственным весомым козырем республики может стать грамотная работа чиновников. Для начала достаточно изменить векторы развития. Разработать продуманную экономическую стратегию, снизить бюрократические барьеры, заняться человеческим капиталом, а там уже подтянется и все остальное.
Фото: minvr.ru
Паспорт регионов Дальнего Востока