В год выборов-2021 Ханты-Мансийский автономный округ заходит этаким островком политического спокойствия – в регионе почти не слышно голосов партий, не наблюдается конфронтации, не возникает (или же не проявляет себя) какое бы то ни было недовольство. Ситуация, казалось бы, предсказуема. Однако так ли все просто в Югре, как кажется? На этот вопрос «ФедералПресс» ответили эксперты.
В текущем году выборы в Югре пройдут аж по 22 пунктам – определяться жителям округа предстоит и со своим представительством в Федеральном заксобрании, и с депутатами окружной думы, и с депутатами районов и городов. По-киношному говоря, «большой куш».
Как могут распределиться осенью голоса избирателей, во многом можно судить уже по тому, в каком политическом состоянии территория заходит в выборный год.
Сложное в простом
«В политическом плане Югра – спокойный, предсказуемый регион, в федеральной повестке она практически не появляется. Экономическая ситуация в этом регионе слабо сопоставима с общероссийской, поэтому здесь нет причин для масштабного недовольства населения, на котором можно было бы въехать во власть», - убежден директор «Центра европейско-азиатских исследований» Андрей Русаков.
Однако наивно полагать, что стабильность и даже некая политическая скука царят здесь исключительно от безбедного житья (средний доход югорчан на конец 2020 года составлял 73,6 тысяч рублей простив среднероссийских 48,3 тысяч). Несмотря на сытость и достаток, фраза «сытое брюхо на ухо глухо» отнюдь не про Югру, уверен собеседник издания: «Здесь тоже есть шероховатости – невысокие зарплаты в бюджетной сфере и в сервисной экономике, какие-то объективные моменты, связанные с благоустройством и так далее. Но местное самоуправление в состоянии все это спокойно купировать и не дать ситуации выйти на политический уровень».
Куда более сложной, чем она кажется, считает Югру и Анатолий Гагарин, директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов. Эксперт отмечает, что по сути своей Югра похожа на Урал: здесь много центров влияния. И были годы, когда каждый из них как-то пытался проявлять себя, боролся за власть. Однако в последние годы ситуация заметно устаканилась, и эксцессов, которые будоражили бы общественное мнение, стало меньше.
«Бывали моменты, когда ЛДПР в регионе были заметны. Но сегодня они уже достаточно скромно себя ведут, каких-то активностей я не вижу, - отмечает Анатолий Гагарин. - Было время, когда и «справедливороссы» тут зажигали. Но где они сейчас? Внутривидовая борьба оказалась сильнее, чем межвидовая: борясь со своими конкурентами внутри отделения, руководитель выжег всю микрофлору. Ребята сами себя съели. Видя такую картинку в регионе, спонсоры и не вкладываются».
По словам политолога, ключевую роль в Югре играет персона Комаровой. «Она действительно сумела выстроить такие отношения с основными спонсорами партий, что в итоге вышло то, что мы видим: на власть никто не давит и даже не пытается», - добавляет эксперт.
Железная хватка губернатора?
Действительно, губернатор ХМАО имеет особую роль в политической жизни региона. За 10 лет Комарова изучила Югру сверху до низу и вдоль и поперек, отмечают спикеры «ФедералПресс». Стабильность и отсутствие перемен в губернаторском офисе во много обуславливают и стабильность в автономном округе.
«Говоря о поводах для недовольства у людей – да, порой возникают вспышки в отдельных городах, но они чаще вызваны объективными причинами: нерасторопностью чиновников, их бездействием. За что, кстати говоря, губернатор их регулярно критикует и устраивает ротации. У главы региона здесь вообще сильные позиции во многом именно благодаря тому, что она твердой рукой наводит порядок», - убежден Анатолий Гагарин.
Иной точки зрения придерживается политолог Эдуард Коридоров. Эксперт подчеркивает, что не из каждой ситуации главе региона удастся выйти без потерь: «Сегодня в Югре все спокойно, однако факторы нестабильности присутствуют. И работа губернатора – один из них. Помните трагическую историю с погибшими в ДТП детьми? Катализатором возмущения могут быть подобные ситуации. И не факт, что такую ситуацию у главы региона получится удержать».
Делаем ставки
Какого же исхода ждать в 2021 году? Политолог Александр Безделов считает, что сюрпризов на выборах-2021 ждать не следует. Более 10 лет подряд расклад оставался одинаковым: лидирующие позиции традиционно занимает «Единая Россия», следом за ней всегда идет ЛДПР, затем коммунисты и «Справедливая Россия».
«Единственное, что может оказаться интересным – каким будет разрыв между «Единой Россией» и ЛДПР, - уверен политолог. - Обычно ЛДПР собирала в вилке от 17 до 25 % голосов на различного вида выборах по партийным спискам. Но в нынешней ситуации, когда рейтинг «Единой России» по всей стране просел, позиции ЛДПР, возможно, усилятся. Что касается «Справедливой России», объединение с партией Прилепина и «Патриотами России» существенной роли не сыграет. Да, у «Патриотов» в Югре были позиции, и не самые слабые. Но после ухода Зиновьева здесь это слияние не сыграет».
Новые партии в регионе пока не показали себя, а сделать это в оставшиеся полгода нереально, уверен политолог. Хотя запрос на что-то новое, на альтернативу, в Югре налицо.
Правда, Югра может удивлять. Показательны выборы главы Сургута. По мнению Андрея Русакова, это был отличный способ, по-молодежному говоря, хайпануть.
И «им удалось», подчеркивает Александр Безделов. Эксперту особенно запомнился господин Барсов, ставший инициатором судебного иска. Мероприятие получило широкое освещение и наверняка еще будет всплывать в прессе, уверен политолог: «ЛДПР это на руку, поскольку с уходом Владимира Сысоева активность партии снизилась». Возможно, пытались компенсировать?
Фото: Евгений Поторочин / ФедералПресс, admhmao.ru
Выборы-2021