Минэкономразвития РФ разработало законопроект, который позволит крупным бизнесменам, инвестирующим в экономику Крыма и Севастополя, спрятаться от санкций, а заодно закрыть свои данные и от российского общества и СМИ. Несколько лет назад власти уже планировали создать крымский оффшор, но затем от проекта отказались, ограничившись свободной экономической зоной. В плюсах и минусах инициативы разбирался «ФедералПресс».
Противовес санкциям
Согласно тексту подготовленного законопроекта, который с большой долей вероятности будет принят, в Крыму и Севастополе появятся особые административные районы (ОАР), своеобразные оффшоры, участники которых будут находиться в режиме полной конфиденциальности. Это, по замыслу властей, создаст противовес санкционному давлению на Россию и привлечет в регион крупный бизнес, в том числе и из-за рубежа – акционерами или учредителями компаний-резидентов могут быть лица, не имеющие российское гражданство, а место регистрации фирм непринципиально.
Помимо закрытия данных о компаниях, резидентов ОАР ждут и другие преференции – нулевой налог на имущество в течение десяти лет, пониженные тарифы страховых взносов и другие. Практически сохраняются все налоговые и страховые льготы крымской свободной экономической зоны. А вот порог входа в оффшор повышен в разы – вместо скромных 3 млн рублей минимальный объем инвестиций для получения статуса участника ОАР составляет 150 млн рублей капитальных вложений. Ещё одно обязательное условие – профиль проектов.
«Реализуемые проекты должны быть связаны с развитием действующих и созданием новых производств и инфраструктурных объектов, развитием санаторно-курортной и туристской отрасли», — сказал глава Крыма Сергей Аксенов.
Идею поддержали также вице-премьер России Марат Хуснуллин и спикер Госсовета Крыма Владимир Константинов. Последний уверен, что после опробования закона на полуострове практика может быть успешно распространена и на другие регионы РФ.
Попытка номер два
Шапку-невидимку для бизнеса, работающего в Крыму, Минэкономразвития придумало по просьбе региональных властей, пытающихся увеличить инвестиционную привлекательность региона вот уже семь лет кряду. Осенью 2020 года позиции Крыма в общем рейтинге, который составляет Агентство стратегических инициатив, пошли вверх – полуостров поднялся с 61-го места на 43-е. Крымский Совмин заключил 183 инвестиционных соглашения на общую сумму 156,2 млрд рублей.
Стоит отметить, что полуостров стабильно топчется в нижней части таблицы. Вырваться из аутсайдеров (группа IC9) в «троечники» (группа IC8) Крыму и Севастополю удалось только в 2018 году. Но и здесь их позиции остались уязвимыми из-за зависимости от федерального бюджета и международных санкций, а прорыв в рейтинге во многом связан с финансовой поддержкой со стороны Москвы и капиталовложениями госкомпаний.
Идея закрыть данные резидентов от общего доступа и сделать пониженную ставку на дивиденды – обсуждалась еще в 2014 году на уровне правительства, на фоне лозунга «деоффшоризации» российского бизнеса за рубежом, но от нее отказались, решив привлекать на полуостров «реальный бизнес».
Созданная в 2015 году свободная экономическая зона не смогла кардинально переломить ситуацию с инвестпривлекательностью, несмотря на существенные льготы. Ключевыми из них стали сниженная ставка налога на прибыль, освобождение от уплаты налога на имущество на 10 лет и земельного налога на три года – у бизнеса появилась возможность легально экономить на налогах до 80 %. Но количество преференций с каждым годом для новых резидентов снижалось.
Общий объем инвестиций, которые вложили в экономику региона инвесторы, составил около 157 млрд рублей, было создано более 55 тысяч рабочих мест. Резидентами СЭЗ стали порядка 1660 компаний, в основном мелких и средней величины, что обусловлено и низким порогом входа – всего 3 млн рублей.
Крупный бизнес сюда так и не пришёл – ни федеральных банков, ни ритейла, ни операторов мобильной связи в Крыму за семь лет не появилось. Для него убытки и риски от введения западных санкций намного выше, чем экономические «плюшки», предлагаемые в СЭЗ. Теперь эту ситуацию власти планируют исправить, закрыв данные компаний во всех российских государственных реестрах.
Плюсы и минусы крымского оффшора
Именно с пробуксовкой свободной экономической зоны Крыма связывает решение создать здесь оффшор директор Института экономики и управления Крымского федерального университета, профессор Виктор Реутов.
«Привлечение инвестиций в СЭЗ не дало того взрывного роста экономики, который прогнозировали. Сумма в 157 млрд рублей звучит внушительно, но нужно понимать, что это за шесть лет и на 1660 компаний, так что это не так и много. Это не те суммы, на которые рассчитывали, и потому сейчас ищутся другие механизмы для привлечения инвестиций», – говорит Виктор Реутов.
Насколько будет эффективен оффшор – вопрос. Эксперт считает, что взрывного роста инвестиций не будет, так как все, кто хотел работать в Крыму, сюда уже пришли через свои аффилированные структуры. Остальные крупные компании решение вряд ли изменят: во-первых, в Крыму не такой большой объем платежеспособного спроса, во-вторых, санкционные риски все равно сохранятся – информация о собственниках может выйти наружу рано или поздно. По тем же причинам не придет сюда массово и иностранный бизнес – отдельные точечные проекты уже реализуются, и больше их не станет.
У проекта есть и свои риски. Помимо ухода от западных санкций российские компании могут пользоваться оффшором и по другим причинам. Например, чтобы скрыть имена владельцев-чиновников и членов их семей от СМИ и общественности или чтобы спрятать бизнес с нарушениями.
«При оффшоре будет полная непрозрачность, а потому есть риски высокой коррупционной составляющей. Я думаю, что сведения о владельцах будут скрыты только от общественности, а правоохранительные структуры будут иметь к ним доступ в случае нарушения законодательства. Другое дело, что возможны нарушения при строительстве, при выделении земли, и общественникам и депутатам сложно будет писать жалобы неизвестно на кого. У нас без оффшоров есть проблемы с прозрачностью», – считает юрист Александр Талипов.
Председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константин Бабкин рисков в создании крымского оффшора не видит, как и большой выгоды. Он также как и Реутов считает, что крупные федеральные компании и корпорации в Крым не придут даже с учетом закрытия баз данных.
«Я не думаю, что это как-то кардинально изменит ситуацию. «Сбер», другие банки, крупные сети сюда не придут все равно. По «Сберу» это вообще внутреннее решение компании. Что может помочь инвестиционному климату Крыма – это отмена всех налогов для инвесторов, но пока на это не решаются», – комментирует Константин Бабкин.
Фото: ФедералПресс /Екатерина Лазарева