Неделю спустя после массовых протестов в защиту отправленного за решетку оппозиционера Алексея Навального его соратник Леонид Волков заявил о новой акции. Для многих это стало неожиданностью: ведь сам же Волков ранее заявил, что протесты приостанавливаются. И вот 14 февраля он призывает людей выйти во дворы и включить фонарики на своих мобильниках. При этом в среду стало известно, что жена оппозиционера Юлия Навальная уехала из России. Является ли это частью долгосрочной стратегии и имеет ли перспективы дворовый протест в России? Читайте на «ФедералПресс».
Само по себе заявление Леонида Волкова о проведении новой серии протестных акции действительно стало неожиданностью: пик эмоционального негодования из-за замены условного срока Алексея Навального на реальное заключение со стороны его сторонников должен был прийтись на минувшие выходные. Однако новые протесты анонсировали ровно через неделю после вынесения решения суда.
Такие «качели» вызывают у многих вопросы. По мнению генерального директора Центра политической информации Алексея Мухина, первоначально протесты отменили из-за банального отсутствия денег. «У нас есть все основания думать, что у организаторов просто кончались деньги. Но после переговоров с представителями стран НАТО, они резко появились. И вот тут-то Волков и анонсировал протест», – считает Мухин.
Политолог убежден, что протест является обычной платной акцией. «В воскресенье я просто хочу увидеть, сколько людей просто идиоты, а сколько настолько циничных, что им все равно под какими лозунгами выходить», – прокомментировал ситуацию Мухин.
Участникам акции предложили вечером 14 февраля выйти в свои дворы и на несколько минут включить на своих телефонах фонарики. Схожую тактику с дворовыми протестами уже достаточно долго применяют белорусские митингующие.
Сам Волков, которого официально объявили в международный розыск, объясняет это решение желанием дать ответ «беспрецедентной волне насилия и репрессий» в отношении протестующих. Таким образом, в команде Навального планируют растянуть акции и сделать невозможным их контроль со стороны силовиков.
С другой стороны, подобный формат протеста позволит еще и определить массовость протестной аудитории. Одним из условий акции является пост в Instagram, который должен содержать фотографию акции с верхней точки. Таким образом, пусть и в ручном режиме, но подсчитать аудиторию дворовых митингов будет вполне возможно.
Образную оценку идеи дал директор Института политических исследований Сергей Марков, инициаторы акции настолько далеки от народа, что не чувствуют одной негативной параллели. «У нас в культуре фонари, которые подсвечивают дома ночью ассоциируются с фашистскими агентами, которые используют свет для того, чтобы обозначить цели для бомбардировок, поэтому ничего хорошего от такой акции люди ждать не будут», – подчеркнул Марков.
Кроме того, по его мнению, вызывает сомнения и массовость таких акций. «Есть большая вероятность, что таких протестующих будет не так уж и много. Получится так, что кто-нибудь выйдет в свой двор и не увидит никого вокруг. И уйдет расстроенный, да еще и, возможно, побитый, так как встретит отпор со стороны местных жителей», – добавил политолог.
Но для сторонников Навального это может обернуться другими проблемами. Политолог Марат Баширов рассказал «ФедералПресс» и телеграм-каналу «Кремлевский крот», что протест такого формата как раз на руку силовикам. «Новая форма не способна привлечь очень важную для протестного движения аудиторию – рассерженных горожан, которые представляют средний возраст. На призывы зажечь фонарики, скорее всего, отреагируют лишь те, кто и так делает нечто подобное на концертах реперов, – считает Баширов. – Кроме того, такая акция станет настоящей подставой для ее участников: это позволит силовикам уже во время акции вычислить полный список номеров телефонов и фамилии участников».
Впрочем, сам формат может иметь определенные перспективы. Тем более, что он выглядит как абсолютно классическая акция «мирного протеста», описанная известным политологом Джином Шарпом, отмечает политолог Илья Гращенков. А огонь – это символ, который «способен объединять, к тому же смотрится красиво и величественно», сказал эксперт «ФедералПресс» и телеграм-каналу «Кремлевский крот».
По мнению Гращенкова, такая форма, по идее, должна приветствоваться властями, так как протест в таком виде не радикализируется, а идет по линии мирного противостояния. Если бы в качестве методички использовался не Шарп, а, например, Че Гевара, где команданте применяет совершенно иную тактику революционных действий, хуже было бы всем. «Властям не стоит бороться с такими акциями, так как они рискуют стать символом подавления чего-то яркого и позитивного. От этого негативного образа просто так не избавиться»,– пояснил политолог.
Фото: ФедералПресс /Полина Зиновьева