Владимир Путин поручил проверить эффективность освоения средств дорожного нацпроекта. Эксперты уже обратили внимание, что эта тема может стать не только поводом для порицания и даже отставок в регионах, но и фигурировать в традиционном послании президента России. «ФедералПресс» посмотрел, как борются с бездорожьем на юге и Кавказе.
Президент России Владимир Путин поручил профильным ведомствам до 15 марта проверить эффективность исполнения и освоения средств национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Эксперты уже связали это поручение с прогнозируемыми весной отставками губернаторов, а также предположили, что тема дорожного нацпроекта может быть озвучена на традиционном послании президента.
Средства на реализацию, напомним, выделяются не только из федерального, но и региональных бюджетов. При этом нацпроекты входят в KPI, показатели которого утверждены для губернаторов правительством России.
Для примера прошлый год...
Многие главы регионов ссылались на то, что реализацию нацпроектов осложняют ограничения, которые были введены из-за угрозы распространения новой коронавирусной инфекцией.
Однако на официальном портале, посвященном исполнению нацпроекта, есть данные, говорящие о том, что проблемы были не у всех.
«ФедералПресс» приводит регионы в порядке убывания процента отставания от запланированного объема ремонта дорог.
Примечательно, но ряд регионов еще в прошлом году начал с опережением работы на 2021-й.
До 15 марта 2021 года осталось немного
Уже очевидно, что в текущем году не будет жестких ограничений, а работы должны начаться в ближайшее время.
Объем работ по регионам был запланирован ранее, фактически, объекты уже должны быть включены в планы закупок, а часть уже должны получить контракты, чтобы исполнение началось с первыми подходящими погодными условиями.
Здесь, как и в ситуации с прошлым годом, ситуации у регионов складываются по-разному. Например, нет контрактов на момент публикации у Ингушетии и Калмыкии, а четыре региона получили 100 % показатель по данному направлению, многие приближены к этой отметке.
Для чего проверять очевидное?
Наблюдатели обратили внимание, что Владимир Путин поручил проверить работы, информация о которых есть не только частично в общем доступе, но и регулярно представляется регионами в адрес правительства России. Однако причины отставания от графика или необходимость финансирования дополнительных объектов, например туристических – может стать темой послания президента.
Эксперт Андрей Решетов считает, что надо помнить – отрасль дорожного строительства продолжает оставаться очень проблемной до сих пор. Конечно, есть позитивные изменения, как например, появление добросовестных игроков на рынке, усиленная борьба с картелями, но вместе с этим появляются и новые темные схемы, при которых работа выполняется некачественно, а ответственности компания не несет.
«Часто проблемы с дорогами связаны именно с тем, что отсутствие ответственности обеспечивают сами руководители регионов или их профильные заместители. Или же более распространенная картина в регионах СКФО – чиновники на местах отпускают ситуацию на самотек. Напомню, отчасти конфликт между губернатором Ставропольского края Владимиром Владимировым и мэром Кисловодска Александра Курбатова был вызван отсутствием дороги к школе», – напомнил Андрей Решетов.
По его словам, такие внеплановые проверки позволяют властям оперативно выявить системные проблемы до их обострения и задать губернаторам конкретные вопросы по факту.
«Потому что бывает, что отчеты идут положительные, средства осваиваются, а качество дорог, процесс выбора подрядчика оставляют желать лучшего. Думаю, серьезного акцента на дорожном строительстве не будет, потому что вопрос постоянный и решается на профильных совещаниях. Дополнительно крупные инфраструктурные проекты пока нет особого смысла представлять, потому что вся повестка занята коронавирусом и борьбой с ним. Мы видели, что такие презенты от правительства часто направляются. Скорее всего, подобная практика расширится и на дорожные вопросы», – подытожил Андрей Решетов.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, графика: ФедералПресс
Национальные проекты