Top.Mail.Ru
Экология
Свердловская область
0

Как из-за сточных вод «поссорились» «Уралвагонзавод» и «Уралхимпласт»

Уралвагонзавод
Реконструкция очистных сооружений УВЗ сильно затянулась

Российский производитель боевой техники и железнодорожных вагонов «Уралвагонзавод» не смог договориться с «Уралхимпластом» о стоимости очистки своих сточных вод. Дело будет разбираться в суде. У УВЗ есть собственные очистные, однако их реконструкция идет много лет и никак не завершится. В чем причина конфликта и насколько опасно положение дел для двух гигантов, выяснил «ФедералПресс».

Скованные водной цепью

В марте нынешнего года в арбитражном суде Свердловской области запланировано проведение заседаний по трем искам, поданным предприятием «Уралхимпласт» к корпорации «Уралвагонзавод».

В первом из исков «Уралхимпласт» просит суд взыскать с «Уралвагонзавода» 15,2 млн рублей, во втором – 16,3 млн рублей, в третьем – 13,5 млн рублей. На первый взгляд, все они могут быть связаны с поставками синтетических смол для «Уралвагонзавода» («Уралхимпласт» – их крупнейший производитель в России), однако, как оказалось дело обстоит совершенно иначе: «Уралхимпласт» занимается на платной основе очисткой сточных вод «Уралвагонзавода» и ведет контроль их состава и свойств (такие требования установлены в федеральном законе «О водоснабжении и водоотведении»).

Проводя анализ сточных вод в 2020 году, лаборатория «Уралхимпласта» выявила превышение предельно-допустимых концентраций по ряду вредных веществ. Был произведен расчет размера платы за негативное воздействие сточных вод на централизованную систему водоотведения Нижнего Тагила, не устроивший «Уралвагонзавод».

«Поскольку позиции сторон по вопросу оплаты оказались различны, «Уралхимпласт» был вынужден обратиться в суд для цивилизованного разрешения ситуации, – прокомментировали «ФедералПресс» в пресс-службе «Уралхимпласта». – В настоящий момент идет процесс по взаимному урегулированию разногласий».

В пресс-службе добавили, что «Уралхимпласт» готов рассмотреть предложения «Уралвагонзавода» по заключению мирового соглашения. В пресс-службе «Уралвагонзавода» сообщили несколько иное: «Между «Уралхимпластом» и «Уралвагонзаводом» действует договор на прием и очистку сточных вод хозяйственно-бытовой канализации, разногласий по нему между компаниями нет».

Затянувшаяся реконструкция

«В сточных водах «Уралвагонзавода» может быть широкий спектр загрязняющих веществ – медь, цинк, никель, железо, нефтепродукты и др.», – отметила эколог Наталья Соколова.

Снижать концентрации вредных соединений в сточных водах до приемлемых значений «Уралвагонзавод», по логике вещей, должен самостоятельно, используя собственные очистные сооружения, а не прибегая к услугам «Уралхимпласта». Свои очистные сооружения у него есть, только их реконструкция (тянущаяся много лет) до сих пор не завершена.

«Очистные сооружения Уралвагонзавода сейчас реконструируются, на данный момент очистка включает отсев поверхностной составляющей сточных вод и гравитационное осаживание взвесей и механических примесей», – рассказали «ФедералПресс» в пресс-службе «Уралвагонзавода».

Для обновления очистных сооружений в 2008 году «Уралвагонзавод» заключил договор с уфимским «Водоканалпроектом». «Водоканалпроект» в соответствии с ним должен был разработать проектную документацию, выполнить необходимые строительно-монтажные оборудование, поставить материалы и технологическое оборудование и ввести их в эксплуатацию. Реконструкция стартовала в 2011 году, в следующем же году «Уралвагонзавод» объявил, что реконструкция первой очереди приближается к концу, выполнено 70 % всех необходимых работ.

«Идёт замена устаревшей технологии на современную, использование которой позволит не только в разы снизить негативное воздействие на окружающую среду, но и обеспечит производство оборотной водой, соответствующей по параметрам технической, – говорится в пресс-релизе «Уралвагонзавода». – Освоено около 360 миллионов из запланированных 2 млрд. рублей на весь проект. До конца года планируется освоить ещё не менее 150 миллионов на строймонтаже и столько же на монтаже оборудования».

Сдача же первой очереди в эксплуатацию была запланирована на 2013 год. После ее запуска предполагалось провести оценку ее работы и на ее основании принять решение о реконструкции остальных двух очередей.

Риски по широкому кругу объектов

В 2016 году реконструкция очистных сооружений остановилась. Почему именно неизвестно. «Водоканалпроекту» же пришлось судиться по поводу выплаты ему денег за выполненные работы. Судя по картотеке арбитражных дел, он подал серию исков к «Уралвагонзаводу» и взыскал с него в общей сложности порядка 44 млн рублей.

«Услуги «Водоканалпроекта» оплачены в полном объеме. Был ряд узконаправленных дополнительных работ, возникших в результате внесения изменений в проектную документацию, разработанную в «Водоканалпроекте» - все они также были приняты и оплачены в установленном законодательством порядке», – прокомментировали в пресс-службе «Уралвагонзавода».

Отсутствие разногласий между «Водоканалпроектом» и «Уралвагонзаводом» не решает главной проблемы — возможного попадания сточных вод в окружающую среду. Проведенная в прошлом году проверка сотрудниками Нижне-Обского управления Росприроднадзора показала, что предприятие не выполняет требования о приведении сточных вод к нормативному состоянию. Они поступают в реку Белая Ватиха.

«Вряд ли ее воду стоит использовать для питьевого водоснабжения, ловить в ней рыбу – тем более», – указал промышленный эксперт Леонид Хазанов.

Напрашивается вывод: либо «Уралхимпласт» не должным образом очищает стоки «Уралвагонзавода», либо определенный объем грязных вод с «Уралвагонзавода» напрямую попадает в местные речки

«Кроме риска загрязнения поверхностных водных объектов – к примеру, Нижне-Тагильского водохранилища, рек Ватиха, Черная Катаба, Малая Кушва, Вязовка, Иса, также возможны риски загрязнения подземных вод на территории предприятия. Потенциальными причинами последнего могут служить инфильтрация загрязненных поверхностных вод или утечки сточных вод из коммуникаций», – считает Наталья Соколова.

Фото: пресс-служба АО «НПК «Уралвагонзавод»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.