Федеральные министры в феврале усилили свое присутствие в медиапространстве. К таким выводам пришли авторы рейтинга медиаактивности членов российского правительства. Обороты набирает премьер-министр Михаил Мишустин. И на этот раз его упоминаемость в СМИ снова выросла. Эксперты-политологи делают на этот счет далеко идущие выводы и связывают активность Мишустина с предстоящим транзитом власти. О выводах и о том, как расположились министры в рейтинге медиаактивности, расскажем в материале «ФедералПресс».
РИА «ФедералПресс» и Институт стратегических коммуникаций (Инстратком) представляют новый, февральский рейтинг медиаактивности федеральных министров. В общей сложности СМИ упомянули членов кабмина, в том числе премьера, 187 тысяч 684 раза.
Борьба за внимание СМИ
Михаил Мишустин по-прежнему остается лидером рейтинга. В феврале СМИ о нем говорили даже чаще, чем месяцем раньше – 45 тысяч 930 упоминаний (в январе было 40 тысяч 409 раз). Аналитики объясняют это широким спектром вопросов, по которым выступает Мишустин.
На втором месте на этот раз оказался глава МИД Сергей Лавров. Он существенно улучшил свой показатель. В феврале в медиа он упоминался 30 тысяч 587 раз, тогда как в январе – лишь 13 тысяч 817 раз, и с этим показателем Лавров тогда разместился лишь на четвертой строчке. «Традиционно высокие позиции данного министра в рейтинге медиаактивности связаны с активной внешнеполитической деятельностью страны, а также с широким кругом вопросов мировой повестки, непосредственно связанной с деятельностью МИД», – отмечают авторы исследования.
Неожиданно бронзовым призером на этот раз стал вице-премьер Марат Хуснуллин – 8 тысяч 148 упоминаний в СМИ. Он поднялся сразу на пять позиций (с восьмой строчки в январском рейтинге). Как отмечают авторы активность Хуснуллина связана с борьбой с недобросовестными застройщиками, содействием обманутым дольщикам, обеспечением восстановления запасов пресной воды в Республике Крым и вопросами ремонта дорог.
Вице-премьер Татьяна Голикова разместилась на четвертом месте. В феврале СМИ упомянули ее 8 тысяч 187 раз. Причем это заметно меньше, чем месяцем ранее, когда Голикова замыкала тройку лидеров с показателем 14,08 упоминания.
Пятерку лидеров на этот раз замыкает глава Минздрава Михаил Мурашко – 7 тысяч 760 упоминаний. Он ухудшил свои позиции: в январе Мурашко был на втором месте, и тогда его упомянули в СМИ 16,7 тысячи раз.
А вот тройка аутсайдеров рейтинга изменилась полностью. В нее попали глава Минсвязи Максут Шадаев (30 место) – 878 упоминаний. Авторы исследования поясняют, что министр связи «оказался в числе замыкающих, поскольку при освещении деталей деятельности его ведомства в рассматриваемом периоде фокус внимания сместился на главу кабмина и курирующих отрасль вице-премьеров».
На последних местах оказались вице-премьеры Алексей Оверчук (31 место) – 832 упоминания и Дмитрий Григоренко (32 место) – 207 упоминаний. По словам аналитиков, «на фоне резонансных событий в других сферах, внимание к их персонам существенно ослабло».
Работают с динамикой
Большая часть министров по итогам февраля осталась на позициях, занятых в январе (перемещения в пределах всего 1-4 пунктов). Настоящий взлет осуществил глава Минэкономразвития Максим Решетников, который поднялся сразу на 13 позиций и занял 6 место. Интерес у СМИ Решетников вызвал после появления слухов о возможном новом локдауне уже этой весной.
Прибавил 9 позиций полномочный представитель Президента в ДФО, вице-премьер Юрий Трутнев – в феврале он занял 11 место. «Это можно объяснить, в первую очередь, началом реализации ряда крупных проектов на Дальнем Востоке, а также повышением интереса к ДФО со стороны потенциальных иностранных инвесторов», –отмечается в исследовании.
Глава МЧС Евгений Зиничев, который месяцем ранее оказался в тройке аутсайдеров, на этот раз поднялся сразу на 8 пунктов и закрепился на 23 месте рейтинга. Его медиаактивность эксперты связывают с увеличением нагрузки на МЧС на фоне череды погодных аномалий в России и ряда ЧП.
А вот вице-премьер Александр Новак потерял сразу шесть позиций (как и упомянутый выше глава Минкомсвязи Максут Шадаев). Падение активности Новака можно связать «со снижением интенсивности переговоров по вопросам взаимодействия в энергетическом секторе по сравнению с предыдущими периодами».
Семь позиций в рейтинге потерял глава Министерства науки и высшего образования Валерий Фальков – в феврале он опустился на 19 место. Аналитики связывают этот «провал» со снижением интереса к системы высшего образования после возвращения большинства вузов к традиционному (реже – гибридному) формату обучения.
На девять позиций каждый просели министр просвещения Сергей Кравцов (14 место, 3 тысячи 520 упоминаний) и глава Минстроя Ирек Файзуллин (25 место, 1 тысяча 708 упоминаний). Кравцов «пострадал» из-за снижения актуальности темы дистанционного обучения и фактического отсутствия новых вызовов, а темы Файзуллина в большинстве своем ушли в комментарии его куратора – вице-пермьера Хуснуллина.
Но абсолютным антилидером рейтинга в феврале стал глава Минтруда Антон Котяков. Он оказался лишь на 27 строчке, потеряв 13 позиций. При этом месяцем ранее именно он был одним из тех, чей рейтинг серьезно вырос. Вероятно, снижение интереса к Котякову связано «со спадом информационного шума вокруг решений об индексации пособий».
Наконец, еще один примечательный факт: министр по развитию Дальнего востока и Арктики Алексей Чекунков впервые вышел из «красной зоны» и оказался на 29 строчке рейтинга, что «может быть связано с завершением вхождения в должность» (назначен в ноябре 2020 года). В феврале СМИ его упомянули 928 раз.
«Накрутка» Мишустина
Итоги очередного рейтинга медиаактивности федеральных министров демонстрируют сложившуюся тенденцию: никто из членов кабмина (включая тех, кто работал еще в «медведевском правительстве» и буквально ни на один день не исчезал из медийной среды) не может заметно приблизиться и пошатнуть позиции премьера. Такая активность Михаила Мишустина не осталась не замеченной. В феврале неоднократно в медиапространство делались вбросы о подготовке его к большому трансферу, в том числе о том, что он может стать преемником Владимира Путина на президентском посту. «Да, думаю так и есть, – сказал «ФедералПресс» политолог Илья Гращенков. – После Дмитрия Медведева, должность премьера у нас всегда политическая – это всегда вероятно преемник. Даже если это не так, элиты всегда будут рассматривать премьера как вероятного».
По словам эксперта, такая ситуация «устраивает и самого Путина, и Мишустина». «Дело в том, что Путину выгодно иметь двух официальных преемников, в лице Медведева и Мишустина, и при этом в голове планировать совершенно других возможных реальных. Мишустину эта позиция также выгодна, потому что он может стараться укреплять свой рейтинг и в нужный момент предъявить его как веское доказательство того, что он подходит на эту роль», – считает Гращенков, добавляя, что «все остальные министры – просто технические персонажи».
В свою очередь, политолог Аббас Галлямов считает, что «Мишустин представляется неплохим кандидатом в преемники». «В отличие от значительной части правящего истеблишмента, он не говорит и не делает очевидных глупостей. Поэтому у него практически нет антирейтинга, а этого для победы в президентских выборах в нынешних условиях более чем достаточно. Кампанию за него сделает админресурс, ему же достаточно не сгенерировать протестного голосования», – отметил эксперт.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева