В ближайшее время город Мончегорск в Мурманской области лишится своего градообразующего предприятия. «Норильский никель» закрывает здесь свою дочернюю компанию – металлургический цех Кольской ГМК: в начале марта уже остановилось пирометаллургическое производство. Официально заявлено, что ликвидация цеха затронет порядка 700 человек. Но, как отмечают эксперты, с учетом семей сотрудников, она повлияет на несколько тысяч жителей небольшого городка. Почему «Норникель» сворачивает производство? Как это скажется на экологии заполярной территории? И что будет с теперь уже бывшими работниками цеха? В ситуации разбирался «ФедералПресс».
Кадровый вопрос
Главный вопрос, которым сейчас задаются эксперты - получится ли трудоустроить в Мончегорске всех бывших работников металлургического цеха? Крайне высока вероятность, что кому-то придется переехать в другой регион, кому-то – переобучиться, а кому-то вообще – искать место в других компаниях.
«Варианты разные. Влиться в другие производственные компании, пытаться устроиться. Но как устроиться? Нужны ли, например, работники такой квалификации, такого профиля для производственных компаний?», – сказал в беседе с «ФедералПресс» председатель комитета по труду, вопросам миграции и занятости населения Мурманской областной думы Александр Макаревич,добавив, что ситуация с закрытием цеха может привести к еще большему оттоку населения.
По его словам, пока в адрес думского комитета из Мончегорска не поступало тревожных заявлений от сотрудников металлургического цеха. Однако мурманские депутаты все равно обещают контролировать ситуацию.
«Мы, безусловно, берем эту ситуацию на контроль. Будем контролировать как будут соблюдаться трудовые, социальные права и гарантии работников. Это градообразующая компания», - отмечает Макаревич.
Находится ли ситуация под контролем у районных властей и будет ли муниципалитет участвовать в трудоустройстве увольняемых сотрудников цеха – пока неясно. «ФедералПресс» направил соответствующий запрос в адрес властей города, но оперативно получить ответ не удалось. Пока же мурманская Облдума обратилась к Кольской горно-металлургической компании, чтобы она представила детальный план своих действий. При этом Макаревич предлагает конкретную формулу: взамен каждого из ликвидированных рабочих мест в регионе должны быть созданы новые.
«Меняется структура производства, меняется структура населения, когда сокращаются рабочие места. Решая проблему сохранения населения на территории Крайнего Севера, чтобы подход был один - коэффициент замещения должен быть близок к единице. То есть сокращаете одно рабочее место, предметно вместе с властью думаете, чтобы появлялось новое одно рабочее место: не обязательно в структуре компании. Связанное со структурой компании или в несвязанной в сфере», - поясняет депутат.
Новые рабочие места
Какую схему действий по поддержке сотрудников металлургического цеха выберет «Норникель» пока точно не ясно - в компании не смогли оперативно ответить на запрос «ФедералПресс». При этом в конце февраля вице-президент по федеральным и региональным программам ПАО «ГМК «Норильский никель» Андрей Грачев, выступая перед депутатами Мурманской областной думы, пообещал трудоустроить каждого работника.
«У нас сейчас по металлургическому цеху: мы проводим анкетирование, изучение людей», - докладывал Грачев депутатам.
Отметим, что закрытие цеха в Мончегорске – не первый опыт «Норникеля» по ликвидации производства в Мурманской области. Похожий пример - закрытие производства компании в Никеле. По данным пресс-службы «Норникеля», закрытие металлургического цеха в Мончегорске затронет порядка 700 работников Кольской ГМК и компании «Печенгастрой».
«Сотрудники, которые приняли решение прекратить трудовую деятельность, получат все предусмотренные законом выплаты. Для тех, кто продолжит работу в компании, предусмотрены возможность переобучения, при необходимости — помощь при переезде, сохранение достигнутого уровня заработной платы на год и адаптация на новом рабочем месте», – говорится в сообщении пресс-службы компании на ее официальном сайте.
При этом у ряда экспертов есть опасения - насколько эффективно будут реализованы такие обещания на практике. «Если вы закрываете производство, диверсифицируете производство, вместе с властью предпринимайте усилия для создания новых рабочих мест. Хотелось бы, чтобы эти все заявления были реализованы, в полном объеме с максимальным учетом интересов семей работников компаний, потому что, когда сокращается рабочее место у одного из родителей, семья оказывается в непростой ситуации», - поясняет председатель комитета по труду, вопросам миграции и занятости населения Мурманской областной думы Александр Макаревич.
Нагрузка на экологию
В качестве одной из альтернатив Макаревич назвал обсуждаемую в регионе идею развития туристического проекта, кластера, который бы предусматривал создание туристической инфраструктуры и занятость для высвобождаемых сотрудников. Но создать вместо вредного производства туристический кластер - не самая лучшая идея для экологии Заполярья, считают экологи. Такое мнение в беседе с «ФедералПресс» высказал директор Баренц-отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF) Олег Суткайтис.
«Обсуждается вопрос за счет переориентации – создание новых рабочих мест за счет развития природного туризма. Это с одной стороны новые возможности для людей, но с другой стороны - это увеличение потока людей. Это отрасль хозяйственной деятельности, это может принести новые проблемы. <..> Это другой прессинг будет, новый поток туристов приведет к влиянию на природу, это прежде всего маломерная техника, квадроциклы, они разрушают природу. Очень много техники, тундра вытаптывается, нарушается. По сути, это делают туристы, которые приезжают в регион, и они не контролируемые», – отметил эксперт.
В качестве примера Суткайтис привел ситуацию на острове Рыбачьем под Мурманском, где сейчас экологи бьют тревогу из-за варварского поведения туристов. «Мы в этом году были на Рыбачьем полуострове, он сильно изменился: идет сплошной поток туристов. Раньше были относительно нетронутые природные объекты, сейчас все вытоптано, кострища, места пожаров, сплошной поток машин. На полоустрове мы работали над созданием природного парка, но очень слабый контроль, там ситуация в некоторых местах выглядит просто ужасно: люди <..> заезжают на машинах на территорию ценного природного объекта», - рассказывает представитель WWF.
При этом, по прогнозам эксперта, нагрузка на экологию в случае создания кластера будет гораздо ниже, чем при действовавшем металлургическом производстве. «Все зависит от того, как это делается. Если власти будут осмысленно все делать, с пониманием угроз, регулировать потоки туризма, [вреда для экологии] не произойдет. Если будет формироваться там туристический поток, без его правильного регулирования, без работы с ним, без контроля, будут новые проблемы», – отметил Суткайтис.
По оценкам «Норникеля», металлургический цех Кольской ГМК в Мончегорске — это устаревшее с точки зрения требований экологии подразделение компании. Его закрытие позволит сократить ежегодные выбросы диоксида серы в городе минимум до 30 тыс. тонн.
«Закрытие является очередным шагом «Норникеля» в реализации комплексной экологической программы, призванной существенно сократить воздействие на окружающую среду на всех производственных площадках», – отмечается в сообщении пресс-службы компании на ее официальном сайте.
В апреле компания планирует перейти ко второму этапу - вслед за остановкой плавильных агрегатов, «прекратит работу электролизное отделение». «Весь концентрат, который перерабатывался в металлургическом цехе, будет отправляться для производства готовой продукции в Заполярный филиал «Норникеля». Демонтаж производственных помещений и зданий начнется в 2022 году. В итоге мы должны получить чистую и ровную территорию в соответствии с установленными требованиями природоохранного законодательства», – говорится в сообщении.
Фото: nornickel.ru