Богатая на заповедные территории Россия не может обеспечить должное их развитие и сохранность. При этом все большую популярность набирает экологический туризм. Вместе с тем, по словам экспертов, в стране даже само понятие экотуризма не соответствует общемировому. Как сохранять и развивать заповедники, специалисты обсудили на экофоруме в рамках фестиваля «Первозданная Россия». Подробности – в материале «ФедералПресс».
Мировая практика показывает, что среди самых популярных направлений отдыха экотуризм занимает долю в 25%. В России он получил развитие в прошлом году, когда из-за пандемии коронавируса границы оказались закрыты, и соотечественники поехали на Камчатку, на Байкал, на Алтай и в другие уникальные места. Однако, как отмечают эксперты, многие россияне мало знают о заповедных территориях. Тот же Южный Урал ассоциируется у многих с промышленными предприятиями, но не с многочисленными озерами, парком Таганай. Вот и получается, что люди едут в раскрученные места, а о множестве других, не менее удивительных и красивых территориях большинство даже не слышало.
Бывший директор «Таганая» Алексей Яковлев отмечает, что этот парк как раз входит в число самых раскрученных заповедных территорий России наряду с калининградской Куршской косой, с парками Сочи и другими. Но есть территории, которые совершенно не подходят в силу разных причин для развития массового туризма, которые не целесообразно развивать. Есть такие заповедники, которые Яковлев называет бриллиантами: люди мечтают туда попасть во что бы то ни стало, но пока там не созданы условия. Некоторые особо охраняемые природные территории (ООПТ) ждут своего часа – им нужен стимул для развития.
Однако с развитием нельзя переборщить. «ООПТ раньше воспринимались как земельные участки, а не как объекты показа. Но это должны быть именно объекты показа, а не объекты для строительства туристической инфраструктуры. Необязательно делать там гостиницы, инфраструктура должны быть за территорией», – убежден Яковлев.
С этой позицией согласен и эколог Всеволод Степаницкий. Он считает, что недопустимо рассматривать ООПТ как «земельные участки для раздачи инвесторам под застройку». «В мире крупные ООПТ отказались от размещения тяжелой инфраструктуры внутри национальных парков, они размещаются вокруг, – отметил Степаницкий. – Мы продолжаем делать вид, что это частные проблемы».
По его словам, миссия заповедных территорий – это «сохранение экологического и ландшафтного разнообразия». И с этой миссией совместим только «грамотный, профессионально продуманный экологический туризм», который преследует прежде всего просветительские цели. «В мире это все понимают, в России – сомневаются», – считает Степаницкий.
Эксперт отмечает, что «экотуризм должен развертывать идею минимизации антропогенной нагрузки на территорию». Развитием заповедников должны заниматься исключительно профессионалы, а не дилетанты, которые видят только финансовую выгоду, но совершенно не понимают, что главная задача – сохранить природу территории в первозданном виде и вместе с тем суметь показать всю ее красоту и многообразие посетителям.
Экономическая часть вопроса, как считает директор экоцентра «Заповедники» Наталья Данилина, важна, но нужно грамотно подходить к ней. «Не для того создаются ООПТ, чтобы закрывать бюджетные дыры. Да, они должны вносить вклад в экономику, но это не деньги, которые пришли и вложили деньги в кассу. Считать нужно вклад в экономику территории, на которой находится заповедник: если деревня стала развиваться за счет туризма, это хорошо, это – и есть показатель развития экотуризма», – отметила эксперт, подчеркнув, что зарабатывать нужно на территории вокруг ООПТ (это развлекательная инфраструктура, отели и т.д.), а заповедники должны быть точкой притяжения, но не местом бездумного получения дохода.
Эксперты сомневаются, что большинство особо охраняемых природных территорий в России в ближайшее время получат развитие. Для этого нужно, как минимум, ввести четкое, принятое во всем мире понятие экотуризма, изменить отношение к развитию ООПТ на государственном уровне. А животный мир, как заметил фотограф Валерий Пасякин, готов к встрече с человеком, но только с тем, который хочет познать, а не погубить природу. «Животные готовы к взаимодействию с человеком. Но первый шаг должны делать люди. Люди должны прийти к животным с добром. Экотуризм нужно рассматривать как инструмент сохранения животного многообразия», – убежден эксперт.
Фото: ФедералПресс /Евгений Поторочин