Успешного строителя и депутата Собрания депутатов Ненецкого автономного округа Александра Колыбина лишили свободы в лучших традициях 90-х. Люди в погонах, похоже, склонные «получить еще одну звездочку», успешно отчитались о еще одном казнокраде. «ФедералПресс» разбирался, почему обвиненный без внятного мотива народный избранник оказался в тюрьме, а следствие так и не может выяснить: когда, где и на какую сумму он давал взятку?
О том, что в стране идет системная борьба с коррупцией, все мы знаем не понаслышке. И это правильно. Она – коррупция – подобна ржавчине, которая разъедает экономику страны. Но, похоже, благими намерениями вымощена дорога сами знаете куда… Нередко люди в погонах, похоже, склонны «получить еще одну звездочку», успешно отчитавшись о еще одном казнокраде. Впрочем, обо всем по порядку.
Если вы думаете, что «лихие времена» прошли и вы, ведя бизнес законно, гарантированно не встретитесь с отечественной уголовной системой, то, увы, ошибаетесь. «Кейс» успешного строителя и депутата Собрания депутатов Ненецкого автономного округа Александра Колыбина тому пример. Впрочем, обо всем по порядку. Мы намеренно погрузим читателя в довольно скучный мир юриспруденции, чтобы все было наглядно понятно.
Как началось дело Колыбина
Александр Колыбин – генеральный директор успешно развивающегося предприятия ООО «Стройуниверсал», депутат Собрания депутатов Ненецкого национального округа, примерный семьянин в начале декабря 2020 года уверенно смотрел в будущее и собирался встретить 2021 год новыми успехами в работе. Однако встретил он Новый год на нарах с обвинением в даче взятки должностному лицу в особо крупном размере.
Титульная страница дела «Нарьянмарского сидельца» / Фото: Наталья Долгалева
Ни для кого не секрет, что, оказавшись в местах «не столь отдаленных», люди становятся зачастую более разговорчивыми. Произошло так и с бывшим руководителем управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Родионовым. Мытарь уже более года находился в местах предварительного заключения по уголовному делу по обвинению его в получении взяток от других лиц. Оперативное сопровождение этого дела осуществлялось Региональным управлением ФСБ РФ по Архангельской области.
21 апреля 2020 года Родионов решил заключить досудебное соглашение о сотрудничестве с заместителем прокурора Архангельской области. Это, наверное, объяснимый компромисс и с собой, и со следствием, ведь тогда суд не назначит максимальную меру наказания. В рамках этого соглашения 11 сентября 2020 года он дал следователю показания о том, что в период с лета 2018 года по весну 2019 года (полтора-два года тому назад) он получил от Колыбина взятку-подарок в сумме «не менее» 1 400 000 рублей, тем самым обвинил Колыбина в совершении дачи взятки должностному лицу в особо крупном размере, то есть в совершении преступления, предусмотренного ст. 290 ч. 5 УК РФ.
На основании вот таких доказательств, которые, по нашему мнению, не подкреплены больше ничем (!), успешный предприниматель, депутат (он еще не знал, как ему икнется это депутатство) и семьянин был 3 декабря 2020 года задержан, а на следующий день арестован, притом что совершать такое преступление, как мы считаем, у него и мотива не было.
Мотива давать взятку не было
Арест Колыбина – это отдельная песня. Обосновывая необходимость избрания в качестве меры пресечения Колыбину только заключение под стражу, судья указал, что он учел его личность, а именно то, что подозреваемый является материально состоятельным человеком, депутатом (!), может скрыть или уничтожить еще не обнаруженные (!) доказательства по делу (депутаты они такие, а Колыбин еще и депутат, имеющий Почетную грамоту Совета Федерации РФ).
11 декабря 2020 года Колыбину было предъявлено обвинение и он был допрошен в качестве обвиняемого. Согласно статьям 73, 171 УПК РФ, при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию и описанию в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, в числе прочего, событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления).
Читаем само постановление. В нем говорится, что в ООО «Стройуниверсал», которое возглавлял Колыбин, в 2017–2018 году производилась выездная налоговая проверка, которая обнаружила недоимку по уплате налогов на сумму 35 565 896 рублей. Колыбин в один из дней в период с 17.08.2017 г. по 09.06.2018 г. побывал с документами на приеме у непосредственного начальника членов комиссии, Родионова, рассказал ему о своих возражениях против размера суммы недоимки, насчитанной комиссией. В ходе дальнейшей сверки документов сумма недоимки в акте от 09.08.2018 г. уменьшилась до 25 076 781 рубля. Колыбиным была возмещена сумма 15 887 267 рублей. Окончательная сумма недоимки, согласно решению от 21.12.2018 г. о привлечении ООО «Стройуниверсал» к ответственности за совершенное налоговое правонарушение, составила 8 534 514 рублей. Эту недоимку Колыбин немедленно погасил. То есть спорных моментов с налоговой у него не было. Основательный по жизни человек, Колыбин, видимо, «чертыхнулся», да и не стал спорить с государством и погасил все претензии добровольно (!). То есть мотива давать взятку за что-либо у него попросту не было (!).
Ни место, ни время преступления не определили
В указанных действиях членов комиссии, Родионова и Колыбина орган предварительного следствия не усмотрел никаких правонарушений. Это обычная практика производства сложных налоговых проверок, сверка и взаимозачет претензий и документальных возражений.
Далее, по предположению Родионова, у Колыбина возник умысел передать ему взятку-подарок за его, Родионова, правильное поведение в ходе установления окончательной суммы налоговой недоимки и, тем самым, оказанное содействие в этом.
С этой целью Колыбин, находясь на территории города Архангельска и города Нарьян-Мара (согласно началу описательной части постановления) или в городе Архангельске (в соответствии с окончанием описательной части постановления), в период с 17.08.2017 г. по 01.04.2019 г., «передал Родионову С. В. взятку в виде денежных средств в общей сумме не менее 1 400 000 рублей, которыми последний распорядился по своему усмотрению».
В результате место совершения преступления в постановлении указано неопределенно: то ли город Архангельск, то ли город Нарьян-Мар, а значит не указано. Время совершения преступления указано тоже неопределенно: в любой день или любые дни в период с 17.08.2017 г. по 01.04.2019 г. в течение более чем полутора лет, следовательно, не указано.
Способ совершения преступления также не указан. Выражение «в общей сумме» означает, что эпизодов дачи взятки было несколько? Сумма взятки тоже не указана, так как выражение «не менее 1 400 000 рублей» означает, что эти деньги никто, в том числе и предполагаемый получатель взятки Родионов, не видел и не считал.
Подарок, который никто не дарил
Недаром обвиняемый Колыбин категорически не признал вину и отказался отвечать на предположения Родионова и следователя.
Дальше – больше. Будучи дополнительно допрошенным в качестве подозреваемого, Родионов показал, что 18 февраля 2019 года, в свой день рождения, он был в командировке в Москве и прилетел в Архангельск 22 февраля. Приехав на работу 23 февраля 2019 года, он забрал подарки, которые оставили у него в кабинете сослуживцы. В это же время бывший высокопоставленный чиновник мэрии Архангельска передал ему подарочный пакет, в котором находились спиртное и конверт с деньгами в размере 1 400 000 рублей.
Далее Родионов указал: «Из обстоятельств общения с этим чиновником могу на сто процентов утверждать, что пакет, который он мне передал, был точно не от него, а от Колыбина А.Г., как благодарность за решение вопросов по ООО «Стройуниверсал». Мне неизвестно, знал ли чиновник о том, что в пакете вообще находятся деньги».
Чиновник мэрии, будучи допрошенным в качестве свидетеля, совершенно отрицает все измышления Родионова. Он с 2018 года проживает в Москве, никогда ничего не получал от Колыбина и тем более не передавал Родионову. Финиш. Все это больше похоже более на детский сад, чем на следствие. Мотива давать взятку– нет. Когда она якобы была дана – неясно. В общем, «кино и немцы». Все бы это было смешно, если бы не было так грустно: человек-то сидит в тюрьме, и, похоже, ни за что!
Надежда на мнение общественности
Что же мы имеем в сухом остатке? Итак, мотива давать взятку у Колыбина не было, это ясно как божий день. Следствие, похоже, даже не может указать, когда и где это произошло. Но самое главное: сложно предположить, что депутат и строитель Колыбин вдруг начал совершать безмотивные поступки. Ведь он погасил все спорные суммы перед бюджетом и повода для уголовного преследования не было и в помине. Так зачем же ему разбрасываться миллионами?
Александр Колыбин на открытии школы на берегу Баренцева моря,построенной строительной компанией, которую он возглавлял / Фото: Екатерина Эстер
Колыбина, который страдает диабетом и другими болезнями, не получает в тюрьме правильного лечения и теряет последнее здоровье, наверное, лучше было бы освободить. Адвокаты Колыбина давно бьют во все колокола, однако на их жалобу в адрес Генерального прокурора РФ ответила прокуратура Архангельской области, но ответ, скорее, похож на формальную отписку. Чего стоит один только пассаж, что адвокаты противодействуют следствию тем, что не призывают подзащитного дать признательные показания по преступлению, которого он не совершал. Как будто адвокаты должны мало того что «топить своего клиента», так еще и нарушать закон. Абсурд, да и только.
И еще одна маленькая, но о многом говорящая деталь: при избрании меры пресечения следствие направило в суд частично замазанные документы. Даже видавшие всякое опытные юристы-практики только развели руками, узнав об этом… Получилась странная аллегория: Фемида буквально ослепла, принимая решения о заключении под стражу.
Есть еще надежда на помощь общественности, к которой и обращена эта статья. Мы считаем, что обвинение основано на крайне слабой доказательной базе: нет ни точного времени передачи взятки, ни мотива для такого действия. И получается, что остались просто показания бывшего мытаря.
Пока же, кроме нашего героя, томящегося в застенках, страдают и его избиратели, ведь депутат Колыбин честно и упорно защищал интересы народов Крайнего Севера. Теперь, похоже, пришло время и обществу защитить его от неправосудных действий…
Депутат А. Колыбин активно защищал малые народы Крайнего Севера, масса инициатив после ареста осталась без движения / Фото: Денис Селиванов