Накануне XVIII съезда КПРФ напряжение внутри коммунистической партии нарастает. На днях несколько активистов партии написали открытое письмо, где заявили о нежелании видеть Геннадия Зюганова председателем на новый срок. Официально руководство партии заявило о провокациях в их адрес со стороны, вероятно, политических конкурентах. Но это, как оказалось, далеко не все внутренние проблемы. В распоряжении «ФедералПресс» появилась информация, доказывающая связи отдельных партийцев с Германией и, не исключено, желание создать новую оппозиционную структуру в стиле Навального 2.0. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Политтехнологии с немецкими связями
О желании главы Московского горкома КПРФ Валерия Рашкина потеснить пост лидера писали многие федеральные СМИ. В сеть была «слита» видеозапись, где Рашкин обсуждает свои планы с экс-губернатором Иркутской области Сергеем Левченко. Тогда в руководстве КПРФ заявили, что изучат это видео. Речь, как предполагали СМИ, могла идти якобы о недвижимости, вероятно, зампредседателя ЦК партии Юрия Афонина.
«Это сегодня можно делать? Навального попросить?
Да, можно, можно», – обсуждают участники встречи на видео.
Это не единственный признак связи с Алексеем Навальным. Анонимный источник «ФедералПресс» сообщил, что якобы с «раскольниками» в КПРФ общается политтехнолог Борис Кагарлицкий. Раньше его называли главным идеологом «Справедливой России», и дружба с Мироновым, по словам источника, у него осталась.
Кагарлицкий был одним из создателей «Левого фронта» и тесно общается с Сергеем Удальцовым. Также есть предположения о том, что политтехнолог поддерживал немецкий Фонд Розы Люксембург – той самой организации, которая финансировала антирежимные силы на Украине в период реализации сценария «цветной революции» (финансирование развлекательных мероприятий бойцов запрещенной организации «Азов» на Украине). Журналисты сообщают, что Фонд Розы Люксембург выделил деньги на проведение комплексного исследования, касающегося социально-политической ситуации в России.
Неизвестно также, почему Фонд выбрал для сотрудничества именно господина Кагарлицкого. Возможно, опытный политтехнолог интересен своими связями с двумя парламентскими партиями страны, а также с блогером Владиславом Жуковским. Сам Жуковский, в свою очередь, общается с Фондом борьбы с коррупцией* (внесен в список иноагентов).
В нашу редакцию поступил скрин переписки, согласно которому Борис Кагарлицкий через Владислава Жуковского якобы контактировал с руководителем «ФБК» Иваном Ждановым.
Анонимный источник «ФедералПресс» из КПРФ сообщил, что сам не раз встречался с Кагарлицким. «Он хоть и негативно относится к Валерию Рашкину, но полностью осведомлен об этапах переговоров, его планируемых инициативах и целях», – сообщил источник.
Впрочем, руководитель аналитического центра «Политген» Ярослав Игнатовский призывал не спешить с выводами.
«У Левченко карьера, на мой взгляд, пошла на спад после того, как он перестал быть губернатором Иркутской области. Валерий Рашкин был замечен в связях с представителями несистемной оппозиции. А Борис Кагарлицкий – это больше теоретик-философ. Не думаю, что он занимался реальной активной политической борьбой. То, что он цитирует Валлерстайна, уважаемого писателя-философа, это еще ни о чем не говорит. Да, какая-то часть актива на них сориентирована, но я не думаю, что эта часть значима. Если бы она такой была, то они бы уже что-то делали», – пояснил эксперт.
Штаб Навального 2.0
А цели могу быть такие. «Раскольники» рассчитывают, что в преддверии Съезда ЦК КПРФ создадут новую оппозиционную организацию, напоминающую штаб Навального**, вовлеченную в протест, убежден источник «ФедералПресс».
По его словам, эта структура «будет способствовать существенному увеличению их электоральной и партийной поддержки». Оппозиционеры в рядах коммунистов якобы рассчитывают переманить в новую структуру «обиженных» активистов из рядов КПРФ и объединенной «Справедливой России – за правду» по всей стране.
Новую организацию может усилить «Левый Фронт» Сергея Удальцова, совместная работа с депутатами Мосгордумы Евгением Ступиным, Еленой Янчук, с исключенными из КПРФ Дмитрием Локтевым и Еленой Шуваловой, а также с депутатом Саратовской областной Думы Николаем Бондаренко, депутатом Законодательной думы Хабаровского края Максимом Кукушкиным и другими политиками.
Информации о том, знают ли эти люди о возможном вступлении в новую структуру пока нет.
По данным источника «ФедералПресс», новая левая сила должна была заявить о себе еще 15 апреля. Как считает инсайдер, Валерий Рашкин и Сергей Левченко притормозили проект, не захотев давать в преддверие съезда политические очки Юрию Афонину, который мог бы воспользоваться этой ситуацией для увеличения своего веса в партии.
Но полностью от идеи не отказались. Предполагается, что по замыслу организаторов, первый этап их работы будет заключаться в создании общественного резонанса на фоне проведения крупномасштабных законодательных инициатив в региональных парламентах.
Дополнительно внедряется выгодное для участников освещение в СМИ, а также проведение разноплановых одиночных пикетов в регионах, что позволит привлечь больше левоориентированных сторонников.
По мнению Ярослава Игнатовского, определенный идеологический и мировоззренческий протораскол в КПРФ существует. Он связан с тем, что есть линия, которую поддерживает Геннадий Зюганов и его сторонники, направленная на поддержку власти и усиление ее сигнала во внешнеполитическом контуре, а также критику, с годами все более умеренную во внутреннем контуре. «Но есть также группа более «радикально» настроенных коммунистов, и Рашкин с Левченко, безусловно, относятся к лидерам этого крыла», – рассказал Игнатовский.
На «радикальных» коммунистов ориентирована часть регионального актива КПРФ, которая хочет более активно протестовать. «Если такое движение появится, не удивительно, что оно будет пытаться каким-то образом самостоятельно действовать. Получится это у них или нет – большой вопрос, потому что КПРФ остается второй партией», – напомнил эксперт.
По мнению политаналитика, эти политики рискуют стать маргиналами, выступая с более радикальной позицией. Для власти же любой раскол внутри коммунистов выгоден. «Если те будут активно в стиле Навального критиковать власть, то их ждет и его судьба в конечном счете. Если они будут активно участвовать в избирательной кампании, ярко мобилизовывать своих сторонников, проводить акции, никто не будет мешать им это делать. Но не уверен, что у них хватит организационных возможностей», – резюмировал Игнатовский.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский
*ФБК, ВКЛЮЧЕН МИНЮСТОМ В РЕЕСТР ОРГАНИЗАЦИЙ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА
**Общественное движение «Штабы Навального» внесено в перечень общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности