Пока внимание политической элиты Пермского края сосредоточено на предстоящих выборах, параллельно активизировались процессы по объединению территорий. Новые проекты приведут не только к «перенарезке» важнейших муниципалитетов, но и к дополнительным избирательным кампаниям. Где и с какой целью власти затеяли реформу – в материале корреспондента «ФедералПресс» в Перми.
Стресс для местных элит
Реформа по объединению территорий возникла при предыдущем губернаторе Пермского края Максиме Решетниковев 2018 году и стала экспериментом федерального уровня. Сначала было решено «стереть» границы между сельскими поселениями, затем власти перешли к слиянию самостоятельных муниципалитетов.
За период 2018-2020 годов численность муниципальных образований в Прикамье сократилась с 337 до 69. Для команды губернатора логика таких проектов очевидна: упразднение органов власти на уровне поселений, укрупнение муниципалитетов значительно упрощают как политическое, так и экономическое управление. Но объединение возможно только при согласии абсолютно всех поселений-участников, что всегда несет риски конфликтов.
Плюсы реформы для жителей в каждом случае объяснялись просто: вместо «размытых» полномочий появляется единое «окно» власти, упрощается участие территории в программах развития, экономия за счет сокращения числа чиновников направляется в бюджет.
Каждый проект объединения привел к экономии средств за счет сокращения управленческого аппарата. По данным правительства Пермского края, Гремячинск, к примеру, сэкономил за год 2,5 млн рублей, а вот Соликамск – 41,3 млн. Эти деньги направлялись на благоустройство, ремонт школ, спортплощадки. Краснокамск, к примеру, получил средства на расселение аварийного дома. Правительство Прикамья в целом положительно оценило итоги реформы, поэтому возникли идеи новых проектов.
Противники реформы (в основном – представители общественности и оппозиция) выделяют ряд негативных факторов: на уровне каждого поселка власть полностью ликвидируется, сужается участие жителей в управлении территорией, утрачивается собственный бюджет. Всеми средствами распоряжается «большая» администрация, у которой свои приоритеты. Кроме того, в первый год возникла экономия, но дальнейшая польза от реформы непонятна.
Проект объединения территорий, кроме того, влечет проведение выборов в новый парламент, за которым следует назначение нового главы. Эти процессы обычно проходят с конфликтами и становятся «стрессом» для местных элит. Поэтому объединительныепроекты не получают однозначного одобрения – в каждом случае приходится договариваться.
Несговорчивых «дожали»
Еще год назад только три территории Прикамья оставались в статусе муниципальных районов – Кунгурский, Большесосновский и Пермский. Во всех случаях местные элиты ранее фактически отказались проводить реформу. Но после смены губернатора конфликтность удалось устранить.
Кунгурский район уже объединился с городом Кунгуром, в марте прошли выборы в новую Думу. В Большесосновском районе вопрос объединения всячески оттягивался, но в итоге местная элита не решились пойти на конфликт с администрацией губернатора. В апреле был принят закон об образовании Большесосновского округа.
Пермский район также уклонялся от объединения по очень простой причине: администрация не имела поддержки глав ряда поселений. Сейчас региональная власть рассчитывает, что объединение все-таки состоится до конца этого года – на это намекнул губернатор Дмитрий Махонинна встрече с представителями СМИ 27 апреля.
«Экономического обоснования не было»
Сейчас кулуарно обсуждаются новые варианты муниципальных реформ. Причем региональная власть присматривается преимущественно к северу Прикамья – депрессивным территориям Кизеловского угольного бассейна (КУБ) и Коми-Пермяцкому округу.
Рассматривается возможность присоединения Гремячинска к Губахе. Но если Губаха при наличии крупной промышленности остается достаточно развитым городом, то Гремячинск с каждым годом деградирует.
Депутат Законодательного собрания Прикамья Александр Григоренко, который курирует КУБ, подтвердил «ФедералПресс», что в последнее время активизировались разговоры о возможном объединении Грямячинска и Губахи.
«Но экономического обоснования пока никто не делал. Такая реформа имеет смысл, если она даст экономическую синергию и принесет конкретную пользу жителям. Пока я такой перспективы не вижу», – говорит парламентарий.
По мнению Григоренко, объединение точно приведет к сокращению рабочих мест в бюджетном секторе – это очевидный минус для депрессивных территорий.
Параллельно звучит идея новой реформы Коми-Пермяцкого округа. Национальная территория спокойно пережила волну преобразований районов в муниципальные округа. Теперь возникла идея объединить Кудымкарский округ с городом Кудымкаром. А ранее вообще обсуждался вариант создания одного супермуниципалитета из всего Коми-Пермяцкого округа.
Источник, близкий к властям региона, подтверждает, что периодически обсуждаются варианты «укрупнения» муниципалитетов севера Пермского края. «Если территории связаны друг с другом, у них общие проблемы, то есть смысл найти универсальные подходы в управлении, в том числе, через объединительные процессы. Но этот вопрос требует серьезной проработки – в ближайшие полгода новые реформы не начнутся, нужно время», – говорит собеседник.
Местные элиты легко соглашаются на административные реформы с расчетом получить от региональной власти дополнительное финансирование, рассуждает политический консультант, экс-заведующий отделом политики газеты «Звезда» Сергей Иванов.
«С одной стороны, никто не говорит о явных минусах. С другой – положительный эффект помимо разовой экономии тоже выделить трудно. Новые проекты по слиянию муниципалитетов, безусловно, имеют определенные риски и нуждаются в серьезной подготовке», – отметил эксперт.
Фото: пресс-служба правительства Пермского края