Top.Mail.Ru
Политика
Приморский край
0

Праймериз ЕР – 2021 на Дальнем Востоке: три главных тренда

Праймериз ЕР - это «пристрелка» перед основной кампанией в сентябре
Праймериз ЕР - это «пристрелка» перед основной кампанией в сентябре

Сегодня завершается срок выдвижения кандидатов на праймериз «Единой России» перед выборами в Госдуму. Можно сказать, что это «пристрелка» перед основной кампанией в сентябре. Уже очевидно, что на Дальнем Востоке она будет сильно отличаться от всех предыдущих. В каких регионах ДФО ожидается нешуточная борьба, как изменились праймериз и с какими рисками столкнется не только партия власти, но и другие политические объединения – в материале «ФедералПресс».

Тренд первый: уход в «сеть»

Главная особенность нынешних праймериз – это, конечно, упор на электронное голосование. Сама по себе процедура не новая, ее уже применяли в прошлом году. Однако она постоянно совершенствуется, а масштаб «цифровизации» только растет. Как отмечает политолог Андрей Кудисов, партия требует довести численность голосовавших по сети до 70 процентов.
При этом работу «в полях» никто не отменял, хотя ее стало значительно меньше. Участникам праймериз приходится выстраивать основной контур кампании в соцсетях и подкреплять активность живым общением с избирателями.

По большому счету, нынешние праймериз станут испытательным полигоном для всех партий. Не секрет, что даже внутрипартийные выборы в регионах подчас сопровождаются жесткой борьбой и нарушениями.

«Навряд ли будут какие-то прям очевидные, грубые нарушения электронной процедуры. За махинации с «Госуслугами» вообще-то можно получить срок. Методы будут другие, более осторожные», - полагает политконсультант Даниил Ермилов.

Впрочем, не стоит забывать: сейчас очень остро стоит вопрос легитимности результатов выборов. Даже если это касается внутрипартийного голосования. Тем более, стоит учитывать, что россиян годами призывали не верить соцсетям и Интернету и вдруг развернули там целое политическое действо. Так что сейчас перед «ЕР» стоит серьезная проблема: убедить избирателей в честности итогов праймериз.

Тренд второй: закрытые избирательные кампании

Эта тенденция вытекает из предыдущей. Уход голосования в сеть сопровождается исчезновением ярких предвыборных кампаний в офлайне. Участники праймериз тоже уходят в Интернет: повышенная активность в соцсетях, «бодания» в телеграм-каналах и так далее.

«Перед выборами в Госдуму 2016 года можно было наблюдать действительно яркие кампании. В Приморье, например, проходили дебаты участников праймериз. Они пользовались бешеной популярностью – залы всегда были забиты под завязку. Понятное дело, что часть собравшихся – это сторонники. Но обычным людям это было тоже интересно: посмотреть на то, как выглядят кандидаты по сравнению друг с другом», - рассказала «ФедералПресс» политолог Ольга Кишаковская.

Сейчас кампании кандидатов проходят куда более тихо. Огромные плакаты, листовки и прочие традиционные атрибуты политического действа, скорее, стали исключением. Из-за этого информированность людей о праймериз заметно снизилась. Не особенно активные пользователи соцсетей могут попросту не знать о них – хотя в том же 2016 году о предварительном голосовании кричали из каждого утюга. Конечно, некоторые кандидаты проводят встречи с населением, рекламируются в СМИ. Но на общую картину это мало влияет: политический процесс продолжает терять людей. Впрочем, для успеха сейчас яркие кампании и не нужны, считает Даниил Ермилов.

«Умные люди давно поняли, что избирателю, в целом, плевать на плакаты и прочую мишуру. Реалии изменились. Сейчас действительно эффективными являются закрытые избирательные кампании, когда упор делается не на всех вообще, а на ядерную аудиторию», - полагает он.

С технической точки зрения это, может быть, и так. Но все опять упирается в легитимность: будут ли доверять кандидату, который выиграл выборы, но нигде особо не светился и яркой кампании не проводил. Большой вопрос.

Тренд третий: кризис идей

Еще одна заметная тенденция – это отсутствие внятных программ у большинства участников праймериз. В основном, кандидаты, что называется, торгуют лицом. На смену привычному «голосуй за меня, потому что я сделаю то-то» приходит «голосуй за меня, потому что я весьма неплох».

Как отмечает Ермилов, это связано с кризисом повестки. Избиратель, с одной стороны, хочет серьезных политических изменений. Партии же (не только «ЕР», но и все остальные) их, наоборот, не хотят. Но людям, в конце концов, надо что-то предлагать! В этом году участники праймериз, которые озаботились своей программой, в основном делают ставку на «социалку»: выплаты, новые лавочки, забота о слабозащищенных слоях населения. С одной стороны, эти темы волнуют всех, с другой – позволяют оставаться нейтральными. Дескать, систему мы, может, и не собираемся менять, но вот качество вашей жизни можем улучшить.

«Откровенно говоря, другие партии находятся с «ЕР» в одинаковом положении. Тем же коммунистам, по большому счету, особо нечего предложить людям в политическом плане. Но у «Единой России» ситуация чуть лучше – ей есть, что показать. Но это все равно слабая позиция», - отметил эксперт.

И не стоит забывать, что все последние протесты на Дальнем Востоке были именно политическими. И это говорит о векторе, куда нацелено народное недовольство. А если на праймериз упор на «социалку» вдруг сработает, перед «ЕР» появится еще одна ловушка – партия может поверить в действенность этой эрзац-идеологии. Забыв о том, что людям нужно другое, просто пока им не из чего выбирать.

Фото: er.ru, ФедералПресс\Евгений Поторочин

Сюжет по этой теме
25 мая 2017, 16:15

Праймериз «Единой России»

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.