Глава Счетной палаты Алексей Кудрин предложил ввести вычет по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для металлургических компаний, инвестирующих в геологоразведку. Российские эксперты выступают резко против этого предложения и предлагают обратить внимание на Китай, где «металлургические» олигархи работают на благо всей страны, а не просто пытаются попасть в список Forbes. Подробности – в материале «ФедералПресс».
На днях Счетная палата, председателем которой является Алексей Кудрин, предложила ввести вычет по НДПИ компаний металлургического сектора, которые инвестируют в геологоразведку. В качестве причины указывается то, что в 2020 году в Налоговый кодекс были приняты поправки, которые увеличили в 3,5 раза НДПИ для руд цветных и черных металлов. В ведомстве считают, что рост фискальной нагрузки на отрасль сокращает ее инвестиционный потенциал. С точки зрения аудиторов Счетной палаты, компании начали терять стимул к проведению геолого-разведочных работ, не гарантирующих результатов.
Металлурги нашли, как компенсировать налоги
Последние несколько лет правительство ратовало за повышение НДПИ для металлургов. В 2018 году Андрей Белоусов – на тот момент помощник президента – предлагал изъять у химиков и металлургов полтриллиона рублей сверхдоходов. Министерство финансов с 1 января 2021 года в 3,5 раза повысило налог на добычу некоторых удобрений и руд цветных металлов. Минфин полагает, что это даст бюджету дополнительные 90 млрд руб. в год.
На увеличение налогов и взрывной рост спроса на металл в мире российские компании отреагировали резким повышением цен для отечественных покупателей. «Согласно предоставляемым деловым сообществом данным, рост цен на металлопрокат на внутреннем рынке с ноября 2020 года по апрель 2021 года составил 50–80 %. При этом в мае 2021 года ожидается дальнейший рост цен в пределах от 8,6 до 12 %», – отмечается в недавнем письме председателя Торгово-промышленной палаты Сергея Катырина на имя главы Минпромпроторга Дениса Мантурова.
И потому снижение налогов для отрасли, которая далеко не бедствует, вызвало резкую критику экспертного сообщества.
«Предложение выглядит странным, если вспомнить, что в отрасли уже действует льготное налогообложение в районе 10 % и налоговые вычеты в период роста цен на металлы. Все эти радости жизни – на фоне налогообложения тех же нефтяников в 70, а то и 80 %... Помимо низких налогов на отрасль, не секрет, что «металлурги» по-прежнему достаточно активно выводят дивиденды за рубеж, за редким исключением, образуя так называемую офшорную аристократию», – говорит генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
«Нулевая терпимость»
Эксперт предлагает обратить внимание на Китай, где крупные промышленные компании действительно служат обществу и живо откликаются на потребности национальной экономики. «Центральный комитет Компартии Китая недавно собрал своих «металлургов», собственников частных компаний, и строго предупредил, что в сложных условиях внешних вызовов и торговых войн нельзя играть с ценами на стратегическое сырье и изделия. Призванные таким образом к порядку китайские «товарищи олигархи» кивнули, потому что совсем недавно их руководство достаточно мощно, без оглядки на всякие там капиталистические условности, разобралось с одним из самых знаковых в мире предпринимателей Джеком Ма», – говорит Мухин. (Джек Ма – основатель Alibaba Group, который из-за допущенной им критики китайского руководства был вынужден оставить ряд знаковых постов и потерял 12 млрд долларов. – Прим. редакции.)
«Китайские власти пообещали «нулевую терпимость» ко всем формам злоупотребления монопольным положением, включая даже вроде бы невинное накопление запасов. Заслуженный многолетними эффективными действиями (в том числе в отношении монополий) авторитет этих властей оказался таким, что сталь в Китае разом подешевела на 6 %», – добавляет директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Делягин подчеркивает разницу между Россией и Китаем в подходах в регулированию инфляции, которую разгоняют резко выросшие по всему миру цены на металл. Если в Китае компании строго ограничивают, то в России им предлагают льготы.
«После повышения НДПИ российские крупные частные корпорации в отсутствие деятельности государства по ограничению произвола монополий получили мощный стимул переложить пусть даже и небольшой для себя прирост расходов на потребителей – через увеличение цен. Значит, чтобы снизить цены, надо сократить издержки крупного бизнеса – снизив налоговое бремя», – говорит экономист, отмечая, что это неверное решение, которое не учитывает настоящего положения дел в российском металлургическом секторе.
Например, недавно владелец «Северстали» Алексей Мордашов стал, по версии Forbes, богатейшим человеком в России. Состояние его семьи журнал оценил в 30 млрд долларов.
«То, что критически значимая часть металлургических компаний выведена в офшоры и, соответственно, выплачиваемые ими налоги вплотную приближены к абсолютному минимуму (и эта ситуация наглядно отражается в том числе в списке Forbes), находится вне сферы восприятия либералов», – говорит Делягин, намекая на «рыночный» подход к экономике Алексея Кудрина.
Что на самом деле должна считать Счетная палата
Крупнейшие российские металлургические компании действительно управляются офшорами. Например, Владимир Лисин владеет почти 80 % Новолипецкого металлургического комбината через кипрскую Fletcher Group Holdings Ltd. Алексею Мордашову не без участия иностранных юрлиц принадлежит 77 % акций «Северстали». Обе эти крупнейшие горно-металлургические компании продолжают направлять на дивиденды почти 100 % свободных денег. НЛМК по итогам I квартала 2021 года планирует потратить на дивиденды 46,21 млрд рублей. «Северсталь» за тот же период выплатит акционерам 39,18 млрд рублей.
«Так что, как говорится, почувствуйте разницу: китайские «олигархи» действуют в интересах своего государства, своего общества, а наш «деловой нобилитет» все растаскивает Родину частями за рубеж, как в «святые», прости, Господи, девяностые», – отмечает Мухин.
«В то же самое время, когда китайское руководство, служа своему народу, ограничивает китайские монополии, российские либералы, служа корпорациям (в том числе выведенным в офшоры), по факту заботятся об улучшении финансового положения не столько народа, сколько этих корпораций. Используя для этого самые разнообразные механизмы и не заботясь даже о правдоподобии используемых предлогов», – возмущается Михаил Делягин.
«Счетная палата должна прежде всего следить за эффективностью исполнения бюджета, которая, судя по ее же отчетам, находится на катастрофически низком уровне. Однако вместо решения своих задач руководитель Счетной палаты прилагает колоссальные усилия, размениваясь на вопросы, не имеющие к нему прямого практического отношения», – говорит Делягин.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева