В мае 2021 произошло сразу несколько крупных экологических побед, которых россияне ждали нескольку лет. Больше всех отличились настоящие гуру российских протестов – хабаровчане. В других городах власти оказались не так сговорчивы. «ФедералПресс» собрал список самых громких экологических протестов мая.
Курск может остаться без питьевой воды из-за многоэтажек
Жители Курска выступили против нового генплана города. Они написали коллективное письмо заместителю председателя комитета архитектуры и градостроительства города Дмитрию Казимирику.
По словам курян, вблизи тех мест, где планируется возводить многоэтажки, находятся зоны водозабора, которые обеспечивают питьевой водой существенную часть Курска. «Администрация Железнодорожного округа и комитет экологической безопасности и природопользования Курской области периодически рассылают жителям наших улиц и переулков письма, где напоминают нам о запрете строительства жилых домов выше двухэтажной застройки», – рассказывают жители.
По их словам, обсуждаемая территория подтапливается каждый год после разлива рек. Здесь даже нет канализации, поскольку ее прокладка невозможно вблизи грунтовых вод. Местные считают, что многоэтажки могут нанести непоправимый вред экологии всего города, и просят оставить земли под ИЖС. Однако в проекте нового Генерального плана Курска в этих местах обозначены девятиэтажки.
Экоактивисты Самарской области добились отмены строительства мусоросжигательного завода
В городе Кинель Самарской области хотели построить новый мусоросжигательный завод. Местные экоактивисты выступили решительно против, по их мнению, дурнопахнущего предприятия. Заказчиком выступила «дочка» немецкого холдинга NR Holding Umwelt GmbH.
Компания заказала экспертизу, которая должна была доказать безопасность предприятия. Однако противники строительства результатам оценки заранее не поверили и начали собирать деньги на собственную независимую экспертизу.
В Твиттере пользователь с ником Kristina N написала: «Нам не нужен в Кинеле никакой мусоросжигательный завод! Только сортировочный центр максимум! Иначе будет #шиес». На это пользователь Pavel ответил: «Это Самара, Крис… Проглотим».
Публичные слушания по проекту строительства завода прошли 31 мая. Все 86 собравшихся человек оказались неудовлетворены ответами компании. В итоге участники не признали слушания состоявшимися, а саму идею строительства забраковали.
На заводе планировалось утилизировать стекло, металл, дерево, кожу, картон, бумагу, резину, пластик и органику. Активистам удалось отстоять позицию, что завод, сжигающий мусор на колосниковых решетках, загрязняет экологию.
Представитель заказчика пообещал учесть замечания. Вероятно, Кинель – не последний город, которому придется защищаться от опасного для экологии мусоросжигательного завода.
Хабаровчане смогли в суде отстоять запрет на строительство метанолового завода
Жители Хабаровской области отстояли в суде результаты местного референдума о запрете строительства крупнейшего в мире завода по производству метанола. Подавляющее большинство населения Аяно-Майского района выступило против строительства опасного предприятия, на котором должна была производиться десятая часть мировых запасов метилового спирта. Проект собирались финансировать инвесторы из Гонконга.
Хабаровчане отмечали, что метанол – сильнейший яд, его смертельная доза для человека составляет от 25 до 600 мл в зависимости от массы тела и состояния организма. При этом его не отличишь на запах и цвет от обычного этилового спирта. Чтобы отравиться, не обязательно пить метанол: он может попадать внутрь через дыхание или кожу.
Активисты начали сбор подписей о проведении референдума в ноябре 2020 года, и 21 марта более 90 % жителей выступили против строительства опасного объекта. В мае удалось отстоять эти результаты в суде.
Состоявшееся в Хабаровском крае волеизъявление граждан по экологическому вопросу – едва ли не единственный значимый прецедент подобного рода за последние десятилетия.
Тюменцам не дают провести референдум о строительстве завода ферросплавов
В Тюмени ситуация обратная Хабаровску. Противникам завода ферросплавов отказали в регистрации референдума. Причиной стало то, что у одного из 14 участников собрания инициативной группы адрес регистрации не совпал с данными управления по вопросам миграции областного УМВД. Вообще по закону для регистрации достаточно 10 человек, а подписались 14, но избирком это не остановило.
Сейчас активисты готовят новые документы, чтобы все-таки добиться решения гордумы о проведении референдума.
Завод ферросплавов у микрорайона Антипино в Тюмени хочет построить группа компаний СБК. Активисты утверждают, что предприятие будет выпускать более 137 тыс. тонн продукции в год. Тем временем на сайте проекта указана мощность в 57,7 тыс. тонн продукции в год. Предприятие хотят построить в 700 метрах от Антипино, что ближе, чем допускается санитарными нормами. По оценке экоактивистов, завод будет выбрасывать в атмосферу 538 тонн загрязняющих веществ в год, из них 107 тонн диоксида серы, 38 тонн оксида углерода, 11,5 тонны соединений хрома и так далее.
Жители Хакасии добились отмены строительства каменноугольного разреза
Роснедра отменили аукцион на право пользования недрами Аскизского каменноугольного месторождения в Республике Хакасия. Такое решение было принято в связи с позицией правительства региона.
Ранее замглавы региона Юрий Курлаев направлял обращение заместителю главы Роснедр Сергею Аксенову, что планируемое месторождение будет относиться к потенциально опасным объектам угольной промышленности. Это связано с рисками внутреннего возгорания угля.
Об этом знали и жители Хакасии, которые активно выступали против строительства карьера. Сейчас на землях месторождения площадью около 2,5 тысяч гектаров живет примерно 300 человек, которые занимаются сельским хозяйством.
Правительство региона утвердило план разработки месторождения еще в 2011 году. В 2018 году Роснедра включили территорию в перечень предлагаемых для предоставления в пользование.
Фото: ФедералПресс / Александра Варанкина, Елена Майорова
Экологическая карта конфликтов