Top.Mail.Ru
Энергетика
Ханты-Мансийский автономный округ
0

Зачем Югра продвигает новый налог для нефтяников: «Из Москвы не все видно»

Наталья Комарова
Губернатор Наталья Комарова просит смягчить налоговую нагрузку на месторождениях с трудноизвлекаемой нефтью

Югра вышла на федеральный уровень с инициативой о налоговом стимулировании нефтегазовой отрасли — расширении периметра НДД. Эксперты отмечают, что идея не просто здравая, а давно назревшая. Налоговое законодательство необходимо подстраивать под существующие реалии нефтедобывающей отрасли, иначе быть беде. Чем может грозить откладывание рассмотрения инициативы в долгий ящик для экономики «тюменской матрешки» и государства – в материале «ФедералПресс».

«Это необходимость»

Губернатор Югры Наталья Комарова накануне собрала федералов и нефтяников в Сургуте, чтобы обсудить инициативу нефтедобывающих регионов страны о расширении действия налога на дополнительный доход на месторождения Западной Сибири с начала 2022 года (об этом «ФедералПресс» уже писал).Вопрос насущный.

Как отметил заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов, налоговое законодательство не успевает за изменениями в структуре запасов, с которыми приходится работать нефтегазовым компаниям. Часть месторождений по объективным причинам требует льгот в отношении налогообложения, но нефтяники не могут их получить, потому они просто не предусмотрены. А НДД учитывает капитальные затраты в освоение месторождения и подгоняет налоговый режим под финансовый результат, которые компании получают от этого месторождения.

«Расширение НДД – это необходимость. Это постоянно проговаривается на всех уровнях и представителями Минэнерго, и нефтекомпаниями, и экспертным сообществом. В текущих условиях, когда мы оказываемся в ситуации усложняющихся запасов, когда необходимо вовлекать в производство трудно извлекаемые запасы на действующих месторождениях, мы должны понимать, что капитальные затраты неизбежно растут. И если мы хотим, чтобы кампании продолжали вкладывать в отрасль, нужно создавать приемлемые налоговые режимы. Кроем того, у нас более рачительно и оптимистично относятся к грядущему спросу на нефть. А раз так, то в двойне необходимо более рационально походить к системе налогообложения, которая последние лет семь увеличивает налоговое давление на отрасли добычи нефти и нефтепереработки», – заключил Фролов.

Регионалы уверены, что применение НДПИ уведет нефтяников с истощенных месторождений из-за нерентабельности. Как отметили в правительстве Югры, вызывает обеспокоенность ситуация на Самотлорском месторождении в Нижневартовске и месторождениях вокруг Нефтеюганска. «Роснефть» ежегодно вкладывает десятки миллиардов рублей в браунфилды, которые были истощены из-за бездумной эксплуатации еще при СССР. Так, уровень обводненности нефти Самотлора сегодня достиг 99 %. То есть всего 1 % от добытого сырья составляет нефтяная эмульсия, остальное – просто вода.


Между тем, предложенное налоговое стимулирование (НДД) позволит нефтекомпаниям инвестировать освободившиеся деньги на поддержку истощенных месторождений. В правительстве Югры посчитали, общие инвестиции к 2030 году превысят 1 трлн рублей, что позволит добыть сверху еще 4 миллиарда тонн нефти.

Риски для бюджета и благосостояния граждан

Ситуация очень серьезная. На кону стоит финансовое благополучие не только жителей Югры, но и всей «тюменской матрешки», так как именно налоги нефтегазодобывающих компаний формируют значительные доли бюджетов ХМАО и Тюменской области.

«Объемы добычи нефти падают ежегодно. Если ничего не предпринимать, то это отразится в первую очередь на бюджете Югры, потому что у нас бюджет формируется за счет добычи нефти и переработки газа, и «матрешки». Ямал и Югра финансируют Тюменскую область в рамках программы «Сотрудничество», помимо этого из бюджета перечисляется налог с прибыли в Тюменскую область. Эта инфинитива своевременная, необходимо, чтобы ее приняли на федеральном уровне, но примут ли», – задается вопросом доктор экономических наук кафедры экономики ЮрГУ Владимир Куриков.

Но турбулентность рынка нефтедобычи заденет не только региональные бюджеты. Она отразится и на обычных гражданах. Так, уход нефтяников из Нижневартовска и Нефтеюганска, где, кстати, проживает более 400 тысяч человек, экономически убьет эти моногорода. Основная масса жителей работает в топливо-энергетическом комплексе. Нефтяники создают здесь рабочие места, платят людям зарплату. Кроме того, они платят федеральные и региональные налоги, НДФЛ в бюджеты муниципалитетов, которые и обеспечивают достойный уровень жизни югорчан. Местные власти уверены, что даже частичное снижение добычи в Югре скажется на благосостоянии жителей в регионах-донорах.

Кроме того, председатель комитета Думы Югры по соцполитике Василий Филипенко отметил, что нефтяные компании активно вкладываются в социалку. «Компании, работающие в Югре, активно участвуют в проектах, направленных на развитие жизни югорчан. Пример – соглашение о социально экономическом партнерстве. В перечне приоритетных направлений: развитие инфраструктуры, системы здравоохранения, культуры, проведение крупных международных мероприятий»,– сказал он.

Более того, по прогнозам экспертов, сохранение Минфином России «кормушки» в виде нефтяной ренты – НДПИ – может привести к падению доходов федерального бюджета уже в ближайшие пять лет. Сохранение действующей системы налогообложения действительно позволит ситуативно наполнить госказну в большем объеме, однако неизбежно вызовет негативный отложенный эффект для всей страны уже в обозримом будущем.

Поэтому крайне важно решить вопрос до принятия нового документа, учитывая реалии. «1 октября в Госдуму будет внесен проект следующего трехлетнего бюджета. Расходы с учетом постоянно растущих обязательств по выполнению социальных гарантий граждан растут, а доходы существенно сократились», – подчеркнул председатель комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Андрей Макаров.

Председатель комитета Госдумы РФ по энергетике Павел Завальный отметил, что устойчивое развитие нефтегазовой отрасли имеет очень важное значение, потому что это главный драйвер экономики России. «Режим налогообложения влияет на экономические условия работы в отрасли. По мере ухудшения запасов, мы должны изменять экономические условия. Необходима настройка налоговой системы, чтобы сделать рентабельными запасы», – подчеркнул он.

«У нас большая часть добываемой нефти на рынке обеспечивается компаниями с государственным участием, то есть, даже если эти копании будут платить налоги по льготной ставке, они будут платить еще и дивиденды основному акционеру – государству. И эти дивиденды также пойдут в государственный бюджет. Благополучное финансовое положение этих компаний напрямую благоприятно сказывается как на бюджете России, так и на гражданах страны», – заключил Александр Фролов.

Напомним, по итогам совещания о налогового стимулировании отрасли в Сургуте принято решение создать рабочую группу на базе комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ. Возглавила ее член Общественного Совета ФНС РФ, член экспертного совета по налоговому законодательству комитета Ольга Ануфриева. «Нужно искать решения не только с точки зрения интересов отрасли и бюджетов, но и необходимо находить баланс интересов компании и тех людей, которые живут на территориях, где идет добыча», – отметила Ануфриева.

Инициативу эксперты рассмотрят осенью. И Комарова нацелена серьезно продвигать свою инициативу на федеральном уровне, чтобы отстоять интересы округа. Об этом говорит тот факт, что глава Югры планирует сформировать законодательную группу из числа главных претендентов на победу в выборах в Госдуму. В группу помимо отраслевых экспертов войдут кандидаты в депутаты от Югры Павел Завальный, Ольга Ануфриева, Вадим Шувалов и Василий Филипенко.

Ранее губернатор Наталья Комарова и президент Татарстана Рустам Минниханов направили Владимиру Путину письмо о необходимости перехода на новый налог для нефтяников. Глава государства поручил проработать вопрос.

Идея разумная

Директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков подчеркнул, что никакого политического подтекста или «электорального смысла» в инициативе нет – только экономика. «Главы нефтяных регионов понимают, что истощенные месторождения должны быть выгодными, чтобы компании не уходили. Не думаю, что это имеет какой-то электоральный смысл. Главы беспокоятся о налоговой базе. Месторождений, где можно брать быстрые деньги, осталось уже мало. И в существующем налоговом режиме нефтяные компании предпочтут бросить месторождения и перейти к более легкоизвлекаемым запасам, потому что в существующем налоговом регулировании это становится нерентабельным. Дальнейшая разработка может быть рентабельной в случае соответствующего налогового стимулирования», – отметил Русаков.

По мнению эксперта, выход глав нефтедобывающих регионов с подобным предложением на федеральный уровень – идея разумная.«Инициатива глав регионов достойна поощрения. Хорошо, что они делают такие налоговые предложения, потому что из Москвы не все видно. Они понимает, что если существующая система приводит к тому, что нефтяные компании предпочтут брать легко извлекаемые запасы и бросят трудные – это не совсем правильно с точки зрения экологии и бюджета. Инициатива введения более адаптивного налогового режима не первая. Но Налоговый кодекс – прерогатива федерального центра. Главам регионов очень сложно добиться единого федерального регулирования этой сферы. Появляется необходимость предоставления больших налоговых возможностей для регионов. Дискуссия об этом в нашем обществе идет постоянно», – заключил Русаков.

Фото: ФедералПресс /Евгений Поторочин, ПАО «НК «Роснефть», gov.admhmao.ru

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.