Установка дорожных камер в Поволжье оборачивается многочисленными скандалами. В Башкирии, например, конфликт развернулся вокруг аренды систем фото- и видеофиксации, в Чувашии выяснилось, что почти четверть камер не штрафовали нарушителей ПДД. При этом закупки гаджетов, контролирующих ситуацию на дорогах, активно продолжаются во всех регионах ПФО. Эксперты уверены – дорожный видеоконтроль теряет свою эффективность, штрафов становится больше, но порядка на трассах – едва ли. Заменят ли камеры инспекторов ДПС и кто заинтересован в стремительном увеличении количества комплексов фиксации – в материале «ФедералПресс».
По официальной статистике МВД, всего подразделения ГИБДД страны в 2020 году вынесли в отношении автолюбителей 167 млн постановлений – на 15 процентов больше, чем годом ранее. Общая сумма штрафов составила 117 млрд рублей. Некоторые уже посчитали, что это примерно половина стоимости строительства Крымского моста.
При этом доля штрафов, вынесенных с помощью камер, за год выросла с 84% до 87%. Соответственно увеличилась и сумма штрафов, вынесенных с помощью автоматических комплексов - с 82,7 до 94,1 млрд рублей.
В топ по количеству штрафов и их денежному объему, помимо Москвы и области, попали и регионы Поволжья. Так, в Татарстане вынесли 7,34 млн постановлений на 4,72 млрд рублей. Наибольший прирост вынесенных штрафов в денежном объеме продемонстрировала Башкирия (плюс 135 процентов по отношению к прошлому году, там собрали 2,57 млрд рублей).
Камеры против инспекторов
Источники «ФедералПресс» в ряде управлений Госавтоинспекции в Поволжье рассказали, что закупка дорожных камер продолжается. Собеседник в ульяновском управлении ГИБДД сообщил, что камеры практически «вытесняют живых людей».
«Вы сами посмотрите – можно целыми днями кататься по дорогам и не встретить ни одного сотрудника ДПС. Людей заменили камеры – большую часть нарушений сейчас «ловят» именно приборы. Отсюда – и регулярные сокращения личного состава», - пояснил представитель автоинспекции.
На сегодняшний день дорожные камеры фиксируют множество нарушений, многие из которых раньше могли отмечать только инспекторы ДПС. Среди всех они не способны различать лишь два пункта.
«Несомненно, камеры научились штрафовать водителей за множество нарушений, однако полностью инспекторов они никогда не заменят», - считает утверждает в разговоре с «ФедералПресс» председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.
«Дорожной полиции хронически не хватает специалистов, которые могут оперативно приехать на место ДТП и разобраться. При этом все мы то и дело видим такую картинку: в патрульной машине сидят два офицера и снимают на камеру пешеходный переход. Это пример неэффективной работы Госавтоинспекции», - отметил Похмелкин.
«Налог на внимательность»
По заявлению главы ГИБДД России Михаила Черникова, сегодня в стране работают 21,5 тысячи камер фотовидеофиксации - передвижных и стационарных. Черников указал - в первую очередь они устанавливаются на аварийных участках и в местах концентрации ДТП. Он также отмечал, что «цель не в собирании штрафов и пополнении местных бюджетов, а именно в безопасности водителей, которые в большинстве своем у нас законопослушны».
Впрочем, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин не спешит соглашаться с руководителем Госавтоинспекции.
«К сожалению, все нацелено на то, чтобы пополнить бюджет. И автовладельцы начали спокойнее относиться к камерам – многие расценивают приходящие штрафы как условную «плату за проезд». Неоднократно приходилось слышать: опаздывал на важную встречу, поехал по «выделенке», но это «рентабельнее», то есть люди уже заранее закладывают штрафы в свои расходы», - пояснил «ФедералПресс» Травин.
Он также признал, что массовые штрафы больше практически не несут в себе воспитательной функции: «Люди собираются на машине на юг и сразу держат в уме, что 10-15 тысяч придется отдать на штрафы. Что касается обжалований, то их практически не стало – муторно, хлопотно, неинтересно. Никому же, например, не приходит в голову обжаловать ставку транспортного налога или цену на бензин. Так и в этом случае».
Эксперты сетуют и на то, что бизнес на дорожных камерах стал мегаприбыльным и его уже захватили сомнительные коммерческие структуры.
В попытке изменить ситуацию на дорогах власть доверилась всевозможным аферистам, заявил «ФедералПресс» адвокат Григорий Сарбаев. По его мнению, заняты они только одним: как больше состричь со своих же собратьев-водителей.
«Ни о какой безопасности дорожного движения речи идти не может, так как в основном камеры эти полумошенники ставят на тех трудных участках дороги, дорожные знаки или разметка которых запутана, сложна или не знакома, скажем, транзитникам. И если со стороны государства камеры ставятся на наиболее аварийно опасных или оживленных участках, что подтверждается, например, статистикой ДТП, то эти прохиндеи фактически занимаются сбором дополнительного «налога на внимательность», - признал Сарбаев.
Ранее о важности регулирования системы дорожных камер заявлял лично президент России Владимир Путин. В рамках Госсовета он говорил о том, что сокрытие камер фото- и видеофиксации на опасных участках дорог служит не снижению аварийности и сохранению жизней, а лишь подводит водителей под штрафы. Однако чересчур предприимчивые коммерсанты, не желающие терять свои астрономические доходы, похоже, главу государства так и не услышали.
Фото:Konstantin Kokoshkin / via Globallookpress.com / globallookpress.com; Pavlo_Bagmut / Keystone Press Agency / via Globallookpress.com /globallookpress.com