Российский бизнес закрывается самыми быстрыми за последние девять лет темпами. Бизнес-омбудсмен Борис Титов в докладе президенту Владимиру Путину отмечал, что серьезные проблемы появились у двух третей компаний. Эксперты связывают закрытие бизнесов с исчерпавшим себя запасом прочности и нежеланием предпринимателей адаптироваться к новым условиям. Какие сферы не смогут восстановиться даже после коронавируса – в материале «ФедералПресс».
За первую половину 2021 года в России закрылись 724 тыс. компаний. Это стало рекордным показателем с 2013 года, следует из данных Федеральной налоговой службы. Чаще всего компании закрывались самостоятельно, а не на основании исключения из ЕГРИП. В основном закрывались ИП и фермерские хозяйства – 553 тыс., что на 81 % больше, чем в прошлом году.
Генеральный директор Центра управленческих инноваций им. Н. Д. Кондратьева Константин Бокшицкий рассказал «ФедералПресс», что пандемия еще далека от завершения. Предприниматели не успели восстановить все контакты, отложенные в начале коронавируса. «Когда кризис начался, у нас были запасы, мы были достаточно крепки. Очень многие предприятия совершали чудовищную ошибку: они стремились переждать этот период. Компании не меняли стратегии и принципы поведения», – отметил Бокшицкий. У тех, кто хотел переждать, закончились ресурсы, поэтому компании закрываются – больше нет сил терпеть.
Ситуация для бизнеса в ближайшее время не изменится. «Нас ждут очень трудные времена. Даже самые оптимистичные прогнозы говорят о восстановлении через 2–2,5 года. Причем это не тот срок, когда мы преодолеем все последствия, мы лишь сможем вести себя так, как до коронавируса», – подчеркнул эксперт.
Какие сферы пострадали
Удаленный формат работы сильно изменил бизнес. Константин Бокшицкий рассказал, что больше всех пострадали владельцы бизнес-недвижимости, поскольку офисы перестали быть необходимы для работы. Компании поняли, что сотрудники могут выполнять свою работу из дома. Рантье перестали получать ренту, возникли избыточные офисные площади. Даже после окончательной победы над коронавирусом отрасль не сможет восстановиться – удаленка уже стала слишком популярной.
Большой ущерб получил офлайн-ритейл. Крупные магазины наладили доставку, а мелкие магазины вынуждены терпеть убытки. После окончания карантина также легче не будет – появился более современный метод продаж.
Урон получило все, что связано с обязательным очным присутствием. Это развлечения, образование, консалтинг, однако эти сферы восстановятся после окончания пандемии, уверен Бокшицкий.
Пострадали рестораны, особенно в Москве. За три недели действия системы QR-кодов в столице закрылись и разорились 170 ресторанов. Рестораны без летних веранд потеряли 60–85 % выручки, сообщал статс-секретарь, замглавы Минпромторга РФ Виктор Евтухов. В среднем общепит потерял более 50 % выручки. Креативный директор московского ресторана Sansar Дарья Скрябина рассказала СМИ, что у ресторанного бизнеса нет рычагов давления и лазеек, поэтому заведения вынуждены подчиняться четким правилам, которые ежедневно меняются. Заведения стали активно заманивать клиентов, предлагая бесплатные напитки и закуски клиентам с QR-кодами.
По данным сервиса «Авито», во втором квартале 2021 года в России на рынке готового бизнеса самыми востребованными оказались предприятия в сфере услуг. На их долю пришлось 28 % всех запросов по покупке бизнеса. Также 23 % покупателей интересовались покупкой компаний в сфере торговли, 14 % – общепита. Самым дорогим бизнесом стали сельхозпредприятия, которые выросли в цене на 50 %. В целом спрос на готовый бизнес за второй квартал упал на 10%, самая низкая популярность была у строительного бизнеса и промпредприятий.
Что делать государству
Директор Центра исследования экономической политики МГУ Олег Буклемишев рассказывал СМИ, что рекордные темпы закрытия бизнеса обусловлены тем, что государство перестало оказывать части предпринимателей антикризисную помощь.
Константин Бокшицкий уверен, что в этом нет вины государства. Любые меры поддержки всегда краткосрочные. Государство не сможет обеспечить бизнес деньгами и клиентами на всю жизнь, считает эксперт. Меры поддержки идут из бюджета, а он наполняется за счет налогов. Если бизнес не генерирует прибыль, то и налоги брать не из чего.
Государство помогло в первые месяцы кризиса, однако потом ответственность должна лежать на самих предпринимателях. Главное, что нужно бизнесу – чтобы правительство сконцентрировало силы на борьбе с пандемией, считает эксперт. Также нужно предоставить бизнесу условия для развития, снизить административную нагрузку. Любой предприниматель хочет, чтобы ему просто не мешали, уверен Бокшицкий.
С такой позицией согласны в «Корпорации МСП». Компания предлагает смягчить административную ответственность бизнеса за допущенные недочеты. «Предлагается давать организациям право на ошибку, если нарушение не повлекло причинение вреда. В этом случае должны назначать предупреждение и давать возможность устранить нарушение без штрафа», – говорится в предложении. Также предлагается не суммировать штрафы, а ввести разный размер взысканий в зависимости от категории бизнеса: микропредприятие должно платить не больше четверти, а малый бизнес – не больше половины максимального размера штрафа. Организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» и частные бизнесмены уже поддержали предложение.
Напомним, и бизнес-омбудсмен Борис Титов в докладе президенту Владимиру Путину отмечал, что негативные последствия пандемии коснулись 4 млн из 6 млн представителей малого и среднего бизнеса. Обороты сектора упали на 3,1 трлн рублей. Доля компаний с просроченными кредитами выросла с 10 до 30 %.
Фото: ФедералПресс / Елена Сычёва
Пандемия коронавируса