В Поволжье в последний год зафиксировали рост потребления крепких спиртных напитков – некоторые ритейлеры отмечают рост в 5–12 %. Стали ли россияне действительно больше пить, является ли увеличение трат на спиртное признаком улучшения благосостояния – разбирался «ФедералПресс».
Виноваты акцизы?
«В первую очередь, конечно, покупают водку, прежде всего, не очень дорогую. Причем повышенный спрос, в отличие от прежних лет, перестал быть привязан исключительно к праздничным датам. Пожалуй, это связано с тем, что люди на фоне пандемии перестали массово ходить в кафе и рестораны, предпочитая устраивать застолья дома», – рассказала «ФедералПресс» представитель одной из поволжских торговых сетей Ирина Константинова.
Она также предположила, что повышение спроса на крепкий алкоголь связано с увеличением акцизов на винные напитки.
Директор одного из торговых домов Самары, пожелавший сохранить инкогнито, подтвердил «ФедералПресс», что тренд на повышенное потребление крепкого алкоголя налицо: «У нас бывают периоды, когда водку не успеваем отгружать. С точки зрения бизнеса это успех. Но с позиции социальной – вопросов, конечно, возникает немало».
Социальный стресс
Некоторые эксперты уже успели предположить, что рост потребления спиртного связан с появлением в карманах россиян лишних денег, сделав выводы о том, что уровень благосостояния граждан начал расти. Между тем политолог Николай Евдокимов утверждает: почти всегда рост употребления крепкого алкоголя свидетельствует о проблемах социально-экономического характера.
«Как бы производители ни пытались связать увеличение цифр с легализацией продажи алкогольной продукции, уходом с рынка «паленой» водки, но статистика отчетливо показывает: рост потребления алкоголя приходится на длительные выходные. В прошлом же году увеличился в период наиболее тяжелого периода, связанного с пандемией», – заявил в разговоре с «ФедералПресс» Евдокимов.
Конечно, продолжает он, рост употребления крепких спиртных напитков связан с социальным стрессом. Если экономическая ситуация будет усугубляться, то можно ожидать дальнейшего роста алкоголизации населения, уверен эксперт.
Он объясняет, что проблема кроется не только в самом росте числа употребляющих спиртное граждан. Скорее, стоит вести речь о мультипликативном эффекте: это рост и бытовой преступности, и числа пьяных водителей, и многих других социальных проблем.
Мифы и стереотипы
Впрочем, далеко не все придерживаются мнения, что рост продаж крепкогоспиртного обязательно говорит об алкоголизации населения. По оценкам главы центра «Региональные исследования», социолога Дмитрия Лобойко, говорить об алкоголизации россиян, которых кто-то якобы спаивает, не приходится. Скорее, считает он, это миф и стереотип.
Лобойко ссылается на данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), согласно которым среднее потребление алкоголя в год в России далеко не самое высокое.
«Мы на 26-м месте: больше россиян пьют чехи, немцы, болгары, испанцы, поляки, румыны, белорусы, британцы, венгры. В России пьют на уровне бельгийцев и киприотов, чуть больше датчан. Это факт. Даже в этом мы не первые – мы умеренно пьющий народ», – утверждает социолог.
Он подтвердил, что социальные причины, из-за которых люди стали потреблять больше алкоголя, очевидны: это происходит по причине ограничения иных форм досуга.
Однако есть и экономические причины, указывает собеседник издания. По его словам, государство уменьшает оборот нелегального оборота, одновременно с этим фиксируется рост легального.
«Обратите внимание и на такую деталь: сообщается о росте продаж водки недорогого сегмента. Кому-то может показаться это абсурдным, но водка – это не только традиционный русский напиток, но и доступный по цене антисептик. Ее используют для наружного применения, а не для того, о чем многие подумали», – заключил Лобойко.
Непрекращающаяся паника
Большое влияние на психологическое состояние россиян оказывает и непрекращающаяся паника вокруг пандемии и вакцинации, утверждают специалисты.
Директор экспертно-аналитического центра «Северо-Запад» Екатерина Колесникова рассказала «ФедералПресс», что все больше и больше людей впадают в состояние депрессии и фрустрации. К слову, об этом сейчас говорят и результаты социологических исследований, которые проводятся в регионах.
«Главные причины страха и паники россиян: страх потери близких, страх потери доходов, утрата трудоспособности. В большинстве своем люди ослабли морально после 2020 года, и, к сожалению, алкоголь является для них чуть ли не единственным выходом из тяжелого состояния. Рестораны во многих регионах по-прежнему работают в режиме ограничений, поэтому многие вынуждены распивать водку на кухне. Ну и «бантиком» – истинно российское заблуждение: водка убивает микробы, надо дезинфицироваться», – отметила Колесникова.
У россиян продолжает расти уровень тревожности, социальной напряженности, которую у нас зачастую принято снимать с помощью крепкого алкоголя, подтвердил в беседе с «ФедералПресс» руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов. Собственно, отсюда и рост продаж в сегменте массовой водки. По его словам, пандемия нарушила экономические и транспортные связи, вина подорожали, а реальные доходы населения, напротив, снизились.
«Как следствие, часть граждан перешла на употребление менее дорогих, но более крепких алкогольных напитков», – считает Иванов.
Именно поэтому радоваться инвестициям россиян в водку не стоит – скорее, это свидетельствует о продолжающемся социально-экономическом кризисе, а отнюдь не о выходе из него.
Фото: iam_os / unsplash.com, Zamir Usmanov / Globallookpress.com. Инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова.