Top.Mail.Ru
Экономика
Свердловская область
0

«Горючий камень» Казахстана: цены ниже, инвестиций меньше

Шахтеры
Транспортные тарифы и алчность посредников лишают угольную отрасль привлекательности

Российские компании входят в число ключевых инвесторов в экономику и промышленность Казахстана. Среди приоритетных для них направлений вложения средств – добыча угля. Но сейчас она теряет свою привлекательность. Почему так происходит и как можно исправить ситуацию, разбирался «ФедералПресс».

В первой десятке

Казахстан обычно ассоциируется с выжженными солнцем степями и бескрайними пшеничными полями, однако в действительности одним из драйверов его экономики является добывающая промышленность, в частности, угольная отрасль: на территории страны расположен огромный Карагандинский угольный бассейн, позволяющий Казахстану входить в десятку крупнейших в мире производителей угля.

Казахстанские компании, добывающие уголь, снабжают им тепло- и электростанции по низким и не соответствующим актуальной рыночной конъюнктуре ценам. Поэтому они оказываются в сложной ситуации, поскольку в себестоимости угля учитываются не только издержки на его добычу из недр, но и расходы на транспортировку до конечных потребителей – тарифы на перевозку угля по тем же подъездным путям растут из года в год.

На себестоимость добычи влияют цены на запасные части и комплектующие для добычного, обогатительного и сопутствующего оборудования, используемого на угольных предприятиях, на бензин и дизельное топливо, взрывчатку и электроэнергию. В нынешнем году они подорожали примерно 12,5–50 % в зависимости от конкретного материала.

В то же время цены на уголь в Казахстане все-таки растут, но из-за действий посредников, покупающих его на разрезах и перепродающих всем желающим. В первой половине 2021 года цена на уголь на казахском рынке поднялась на 5,5 %, при том что сами угольщики увеличили её только на 3,8 %.

Еще одной проблемой, ярко проявившейся в последние несколько лет, стала ценовая политика посредников на транспорте, предоставляющих услуги подъездных путей. Получив контроль над подъездными железнодорожными путями к угольным разрезам, они cтали в буквальном смысле слова задирать плату за проезд по ним.

В сложном положении дел оказался несколько лет назад крупнейший в Казахстане угольный разрез «Богатырь». Подъездные пути к нему получила фирма Arman Kala. Она сразу и незамедлительно увеличила плату в 200 раз, вынудив «Богатырь» даже рассмотреть вопрос постройки собственных путей, но оказалось, что все земли, по которым могли бы проходить эти пути, уже находятся в собственности Arman Kala.

В целом же по Казахстану тарифы на транспортировку «горючего камня» в 2014–2019 годах увеличились на 66 %.

Деньги есть, интереса нет

Поднять цены на уголь пропорционально росту издержек добывающие компании очень хотят. Ведь дотировать за свой счет электро- и теплостанции они уже не в силах. Уголь с «Богатыря» сейчас продается по цене почти на 30 % ниже той, что позволила бы добытчикам покрывать все свои издержки и развиваться.

Сложившаяся ситуация напрямую бьет по деловому климату и инвестиционной привлекательности Казахстана, по его перспективной угольной индустрии. Вложенные казахскими, российскими и другими зарубежными инвесторами деньги в различные угольные проекты неминуемо привели к созданию новых рабочих мест, использованию современных технологий, к дополнительным поступления налогов в государственный бюджет. Однако при сегодняшнем ценовом раскладе им нет смысла дальше инвестировать серьезные средства в добычу угля, ведь его продажи на казахстанском рынке по нынешним ценам не позволяют получить прибыль. Получается как-то странно: поразвивали отрасль и хватит. Экспорт на мировой рынок также не панацея – из-за опять же высоких расходов на перевозку угля из Казахстана ему становится все труднее конкурировать с «горючим камнем», вывозимым из России или даже Индонезии.

Остается два пути: либо власти Казахстана разрешат угольщикам поднять стоимость, либо начнут регулировать цены в смежных с угледобывающей отраслях, но этот путь чреват очень серьезными последствиями для делового климата государства. Иначе больших инвестиций в угольную отрасль Казахстану еще долго не видать.

Фото: pxhere.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.