Через месяц тысячи свердловских школьников и студентов вернутся к учебе. В прошлом году из-за пандемии коронавируса почти всем учебным заведениям пришлось переходить в онлайн-формат. Сейчас власти пытаются избежать этого, рекомендуя вакцинироваться педагогам и студентам. Как будут встречать абитуриентов и школьников, какие уроки вынесли работники учебных заведений из онлайн-формата и пустят ли непривитых студентов за парты, – в материале «ФедералПресс».
«Дети продолжают дуракаваляние»
Учитель русского языка и литературы Николай Ганин преподает в маленьком селе Андрюшино. В школе всего 17 учеников. Больше всего он боится возвращения дистанционного обучения. В его школе дистант продолжался всего одну четверть, но последствия ощущаются до сих пор.
«Дистанционная четверть настолько расслабила детей, которые слабо занимались, что в этом году они по инерции продолжают дуракаваляние. Первое время были заинтересованные ученики, а теперь таких нет. Школьники из-за дистанта еще и плохо запоминают информацию», – говорит педагог в беседе с «ФедералПресс».
В прошлом учебном году дети сидели в классе, а учителя приходили к ним по очереди. Такая система, по мнению Ганина, тоже не самая лучшая.
«В этом году, думаю, будут вводить кабинетную систему – это когда школьники ходят по классам. На урок истории они приходят в класс истории, на химию – в класс химии и так далее», – добавляет он.
«Массово жаловались на возрастных преподавателей»
Трудности с дистанционным обучением испытывали не только сельские ребята, но и студенты крупнейшего вуза на Урале.
«С октября мы ушли полностью на дистант и только во втором семестре вернулись к смешанному режиму. Тут есть определенные преимущества, но они не связаны с качеством образования. Если мы ставим во главу угла качество, то оно в традиционной форме заметно выше. Оно обеспечивается вовлеченностью студента, контроля аудитории и прямым контактом студентов с преподавателем», – рассказывает председатель комитета профсоюза «Университетская солидарность» в Уральском федеральном университете Дмитрий Трынов.
Трынов проводил опросы среди студентов, и 80 % ответили, что у них снизилось удовлетворенность получаемым образованием. Недовольны и преподаватели: дольше всего на «удаленке» пришлось работать пенсионерам, при этом именно они меньше всех разбираются в современных технологиях. Между тем за второй семестр им пришлось освоить несколько площадок для онлайн-обучения: Zoom, Google Meet и Microsoft Teams.
«Что говорить, если и молодые преподаватели терялись, осваивая площадки. Студенты стали массово жаловаться на возрастных преподавателей, что они не могут настроить учебный процесс. Это вызвало недовольство», – говорит Трынов.
В этом году смешанный режим продолжится, ожидает он, хотя окончательных решений не принято.
Прививка – путь к знаниям
Основной мерой, которая позволит избежать возвращения на дистант, должна стать массовая вакцинация от коронавируса. Совсем недавно главный эпидемиолог Екатеринбурга Александр Харитонов заявил, что в первую очередь поставить прививку должны студенты и преподаватели. Однако в реальности не все готовы это сделать, да и альтернативы все же существуют.
В УрФУ решили предоставить и студентам, и преподавателям возможность выбирать: вакцинация стала обязательной только для обитателей общежития, не имеющих медотвода.
«Уже в июне ректор подписал указ о вакцинации студентов и работников университета. Но можно и показать ПЦР-тест для входа. Тут альтернатива: либо прививка, либо медотвод, либо ПЦР-тест. Но насколько это будет необходимо, если начнем год в смешанном режиме?» – говорит Дмитрий Трынов.
Сразу несколько учителей сельских школ рассказали, что вакцинация не вызвала каких-либо возражений, препарата хватило всем желающим.
«Вакцинации обязательной нет, но уже 100 % учителей привилось. И это добровольно. Я привился еще в январе и феврале. Другие учителя – в апреле или в мае», – рассказал Николай Ганин.
«Войдем без истерик и криков»
Член общественного совета при министерстве образования и науки, экс-глава Рособрнадзора Виктор Болотов уверен, что новый учебный год станет более спокойным и обойдется без сюрпризов.
«Более готовы и учителя, и платформы цифровые, и школьники, и семьи. Войдем без истерик и криков. Но все зависит от условий, связанных с пандемией. Маятник качается туда-сюда. В разных регионах – разные ситуации. У кого-то хуже, у кого-то лучше. Но, конечно, это будет гораздо спокойнее по сравнению с прошлым годом. Многое делает Минпросвещения, многое делают региональные органы образования и учителя», – отмечает Виктор Болотов.
При этом он считает, что изменения, которые система образования пережила в ковидный год, сохранятся.
«Уверен, что на будущий год в высшей школе будет гибрид – онлайн и, что называется, лицом к лицу – аудиторное обучение. В общем образовании же усилится использование цифровых технологий. Опыт этих лет показывает, что и платформы для этого есть, и учителя научились. Полный переход на чисто цифровое обучение или сохранение только аудиторного обучения невозможны», – подчеркивает эксперт в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Елена Сычева, Елена Аталыкова