Нынешним летом концентрация природных ЧС на Дальнем Востоке побила рекорды за все годы метеонаблюдений. В Якутии полыхают мощнейшие лесные пожары – уже выгорело несколько миллионов гектаров. В Хабаровском крае и Приамурье все лето происходят паводки. С чем это связано и почему власти не справляются с последствиями, выяснял корреспондент «ФедералПресс».
Рекордная температура
Погодные аномалии, которые сейчас фиксируют на Дальнем Востоке – во многом, следствие глобального потепления. Наверное, можно много спорить о терминологии – вокруг этого и так сломали немало копий. Однако факт остается фактом: в мире действительно становится жарче.
Жители Приморья, Хабаровского края и Еврейской автономной области ощутили это, что называется, на собственной шкуре. Нынешнее лето выдалось куда жарче предыдущих. В ЕАО, например, все лето синоптики фиксировали температурные рекорды. По словам метеоролога Натальи Алешиной, температура воздуха в июле в Биробиджане перекрыла максимальные значения, которые ученые фиксировали раньше.
«Пять дней подряд воздух прогревался до 33-34 градусов. Для ЕАО это рекорд. Думаю, это связано с глобальным потеплением. Есть же статистика, которая говорит о том, что в России температура поднимается в 2,5 раза быстрее, чем в других странах», – считает специалист.
Ее слова подтверждает и ученый, ведущий научный сотрудник Института мерзлотоведения СО РАН Иван Христофоров. Однако он говорит, что для планеты в целом глобальное потепление – явление не уникальное. Земля постоянно переживает разные периоды.
Например, за всю историю своего существования Земля дважды покрывалась льдом. А потом неизбежно наступало потепление. Другое дело, что современный человек влияет на природу куда сильнее, чем его предки. Главной причиной ухудшения климата называют выбросы углекислого газа, на втором месте стоит воздействие метана. Эти парниковые газы чаще всего являются продуктами деятельности человека. Речь, правда, не только о разных вредных производствах, но и о лесных пожарах. Последнее для Дальнего Востока, пожалуй, наиболее актуально.
«В то время как CO2 (углекислый газ) участвует в фотосинтезе и помогает лесу восстановиться, метан действует иначе. При низовом пожаре в Якутии, когда огонь идет по траве, толщина сезонного талого слоя увеличивается. То есть, ледники, которые занимают 65% территории всей республики, тают», – объясняет ученый.
Получается своего рода замкнутый круг: становится жарче, леса горят чаще, из-за этого становится жарче…
Ледники растают
По самым неблагоприятным прогнозам, если тенденция к потеплению сохранится, к концу столетия ледники попросту растают. Чревато это тем, что изменится ландшафт, появится больше озер и болот, а соответственно, флора или фауна тоже обновятся. На жизни людей это скажется более чем печально. Взять ту же Якутию: из-за вечной мерзлоты дома в республике строят на сваях – специальной опоре из столбов, которые устанавливают вместо фундамента. Если лед начнет таять, конструкции попросту разрушатся. В общем, все, что не сгорело, рухнет вниз.
Но пока главная проблема, которую вызывает глобальное потепление в ДФО – мощнейшие удары стихии. Это не только пожары. С глобальным потеплением ученые связывают и количество дождей, которых в другой части Дальнего Востока тоже стало больше. Глава Примгидромета Борис Кубай считает, что так у природы работают компенсаторные механизмы.
«Природа – это саморегулируемая система. Если в одном месте повышается температура, в другом сработает компенсация. В результате этого значительно увеличится повторяемость опасных для человека природных явлений. Например, таких, как наводнения», – считает метеоролог.
Погодные аномалии, связанные с дождями, синоптики этим летом наблюдают в Забайкалье, Приамурье, на западе ЕАО и северо-западе Хабаровского края. В этих краях июнь и июль в принципе богаты на осадки. Однако в нынешнем году их значительно больше, чем обычно. Результатом стали многочисленные паводки. По воду ушли сотни домов, дорог и мостов. Местные власти до сих пор подсчитывают убытки.
Нужно больше золота
Наверное, самое печальное, что российские власти попросту не готовы к изменению климата. Как минимум, материально. Борьба со стихиями – будь то пожары или наводнения – регионам обходится дорого. И далеко не все из них располагают нужным бюджетом. Некоторые регионы – например, Забайкалье – давно превратились в «вечного просителя». Глава региона Александр Осипов каждый год призывает российское правительство выделить краю дополнительные средства.
На нехватку средств жалуется и глава алмазной Республики Якутии Айсен Николаев. По его словам, денег, которые выделяют федеральные власти на борьбу с пожарами, недостаточно. Регион получает всего 6,10 рублей на один гектар эксплуатационных и защитных лесов. В республике к ним относится лишь половина. Другая половина, соответственно, остается вообще без финансовой помощи.
Если прогнозы ученых верны, масштаб бедствий будет лишь расти. Говорят об этом уже давно. Но когда начинается сезон летних дождей и паводков, Дальний Восток оказывается к ним не готов. В последний момент проверяют дамбы, укрепления и мосты – и их обязательно смывает. А пострадавшим выплачивают деньги, на которые вряд ли отстроишь новый дом (или хотя бы отремонтируешь старый). Размер компенсации варьируется от 10 до 100 тысяч рублей, причем максимальную сумму выплачивают в случае действительно огромного ущерба. Но больше бюджет дать не может.
При этом рецепты борьбы со стихией уже имеются. Если говорить о Якутии, то местные власти уже разработали стратегию борьбы с лесными пожарами. Прежде всего нужно увеличить финансирование из федеральной казны и число работников лесного хозяйства. Во-вторых, создать лесопожарный центр. О нем сейчас много говорят, в том числе и на самом высоком уровне. И наконец, нужно разработать новые методики тушения пожаров. Но пока это всего лишь планы – и не факт, что на их реализацию найдут деньги. А потому региону приходится действовать по старинке, каждый год надеясь на извечное «авось».
Фото: aviales.ru, kremlin.ru