Запрещенная в России террористическая организация «Талибан» захватила власть в Афганистане. Приход радикально настроенных мусульман к власти в 4 тыс. километров от России угрожает как самим гражданам, так и отечественной экономике. Какие последствия для российской экономики влечет активное развитие «Талибана»* – в материале «ФедералПресс».
Рынок труда
Наибольшее влияние ситуация в Афганистане окажет на российский рынок труда. Об этом «ФедералПресс» рассказал независимый экономист Константин Селянин. «Если «Талибан»* пойдет дальше в среднеазиатские республики – Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Киргизию, жители которых часто работают в России. Ситуация может превратиться в массовое бегство, если мигранты захотят не только работать в России, но и остаться здесь навсегда», – отметил эксперт. Это подстегнет цены на жилье, товары для дома и пр.
Расходы на войну
Если в этих странах начнутся боевые действия, Россия будет вынуждена защищать своих сторонников по Договору о коллективной безопасности. Это станет реальным участием России в войне, и экономика до определенной степени встанет на военные рельсы. Это означает, что выпускать товары для войны станет выгоднее, чем товары для мирной жизни.
Нарушение логистических цепочек
У России нет обширных экономических связей с Афганистаном, присутствует лишь небольшая частная торговля. Увеличение влияния «Талибана»* в Средней Азии может нарушить устоявшиеся логистические цепочки с указанными выше государствами региона. В 2020 году товарооборот России с Узбекистаном составил 5,9 млрд долларов, увеличившись на 15 % за год.
За прошлый год товарооборот между Туркменистаном и Россий увеличился почти на 40 %, до 970 млн долларов. Товарооборот с Киргизией упал на 9 %, до 1,7 млрд долларов. Для Таджикистана Россия стала крупнейшим торговым партнером. Объем торговли уменьшился на 15 % и составил 838 млн долларов.
В рамках международной торговли эти суммы очень небольшие, хоть и являются существенными для самих азиатских стран. Тем не менее часть российского бизнеса опирается на торговлю с этими государствами, и продвижение талибов* по Азии может создать большие проблемы с поставками товара.
Санкции
«Меня удивила реакция российских официальных СМИ – они как будто радовались неудаче США в Афганистане. Для России в этом нет ничего хорошего, ведь как-то американцы удерживали ситуацию в течение 20 лет», – рассказал Константин Селянин.
Россия уже приняла делегацию «Талибана»* в начале июля. Многое будет зависеть от того, признает ли Россия новую власть в Афганистане. Пока Москва воздерживается от громких заявлений и занимает выжидательную позицию. Селянин считает, что этот повод вряд ли может стать предметом новых санкций, но на основе поведения государства в этой ситуации может также приниматься решение об отмене уже существующих санкций.
Угроза терактов
Руководитель центра изучения афганской политики Андрей Серенко рассказал СМИ, что ситуация в Афганистане будет определять развитие самых глубоких трендов в международном джихадистском движении и в исламском мире и приведет к очень большим изменениям в регионе, в России и на Западе. Победа радикалов вдохновит некоторых мусульман, сделав терроризм популярнее.
По словам эксперта, происходящее сейчас – это мощная реклама джихадизма по всему миру. Со стороны выглядит так, что джихадисты одержали победу над США. «Совершенно точно стоит ждать моды на «Талибан»* в России, на Кавказе, в Центральной Азии. Быть талибом* станет модно», – отметил эксперт.
Кроме очевидных угроз безопасности людей рост числа потенциальных террористов способен заметно оттянуть на себя ресурсы экономики. При повышении общего уровня обеспечения безопасности все досмотры и проверки станут дольше, для них будет закупаться специальное оборудование, появится больше охраны, в целом перевозки могут стать дольше – логистическим узлам нужно проверять безопасность груза.
И без того медленное восстановление слабой российской экономики может оказаться под дополнительным давлением даже без терактов – достаточно возможной угрозы.
*– Организация запрещена в России
Фото: pxhere.com