Судьба легендарного новосибирского завода «Тяжстанкогидропресс» может решиться уже на будущей неделе. Областной минпромторг назначил на 25 августа большое совещание с участием всех задействованных сторон. Почему завод оказался в тяжелой ситуации, что с ним происходит сегодня и есть ли пути выхода из кризиса – в материале «ФедералПресс».
Дело на миллиард
Новосибирский «Тяжстанкогидропресс» за свою историю не раз попадал в непростые ситуации, но нынешний кризис – самый тяжелый и затяжной. Накануне профсоюз работников направил обращение с просьбой о помощи вице-премьеру правительства РФ Виктории Абрамченко.
В отношении предприятия подано несколько исков о банкротстве, в том числе – от его собственного юрлица. Согласно заявлению самого предприятия, объем требований кредиторов к нему достигает 1,1 миллиарда рублей. Другими истцами, требующими признать «Тяжстанкогидропресс» несостоятельным, выступили инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району Новосибирска и свердловское ООО «Инструментальные стали».
Уже две недели завод не работает – деятельность приостановлена на 90 суток в соответствии с постановлением Кировского райсуда. Впрочем, о надвигающихся проблемах было известно и раньше – еще в апреле предприятие уведомило о грядущем сокращении 325 человек. А первые сообщения о перебоях с выплатой заработной платы начали поступать еще осенью прошлого года.
В профсоюзной организации «Тяжстанкогидропресс» отказались комментировать текущее состояние дел, сообщив лишь, что на 25 августа запланировано совещание в новосибирском минпромторге о судьбе завода, по итогам которого могут выясниться дальнейшие перспективы предприятия и сотрудников.
В министерстве промышленности и торговли Новосибирской области на момент сдачи материала на запрос «ФедералПресс» не ответили.
Проблемы создают преднамеренно
«Тяжстанкогидропресс» – это одно из крупнейших в России предприятий по производству гидравлических прессов, металлообрабатывающих станков, насосов, насосных станций и прочего промышленного оборудования. Он был основан еще в 1943 году.
«Завод сам по себе уникален, такое оборудование больше не производят нигде в России. Вся проблема в отсутствии заказов. Казалось бы, государство должно помогать таким предприятиям, но на деле ничего не происходит. В результате мы же ничего своего не производим, все закупаем. Поэтому не понимаю, о каком курсе на импортозамещение идет речь», – отмечает депутат Государственной думы Вера Ганзя.
Еще один источник проблем «Тяжстанкогидропресса» может находиться за границей. Ганзя настаивает, что курс на закрытие предприятия был выбран умышленно с целью убрать прямого конкурента.
«Завод хотят просто убить. В этом есть заинтересованность иностранных компаний. Просто хотят устранить конкурента, чтобы не делить с ним заказы. Отмечу, что когда я направляла обращение по поводу завода к Михаилу Мишустину, минпромторг был очень взволнован», – рассказала депутат.
Эксперт в сфере промышленности Леонид Хазанов тоже нашел связь иностранных компаний и проблем новосибирского завода. По его словам, на российском рынке наблюдается засилье иностранных поставщиков станков, прессов и агрегатов, аналогичных тем, что может выпускать «Тяжстанкогидропресс».
«Завод попал в патовую ситуацию – с одной стороны, российские компании предпочитают покупать зарубежные станки и прессы (хотя в нашей стране проводится курс на импортозамещение), с другой же – число заказов на них сравнительно невелико по сравнению с уровнем 10–15-летней давности», – подчеркнул Хазанов.
Получится ли восстановить уникальный завод
Эксперты выделяют два пути спасения завода: государственное финансирование и привлечение частных инвесторов. Впрочем, существует много скептиков, сомневающихся, что «Тяжстанкогидропресс» выживет.
«У меня большие сомнения в возможности его спасения. Я не вижу потенциального инвестора, способного быстро расплатиться с долгами, превышающими 1 млрд рублей, и обеспечить завод крупными заказами. Теоретически он мог бы быть интересен «Ростеху», но у него своих проблемных предприятий хватает. Поэтому пока допускаю, что «Тяжстанкогидропресс» может быть для кого-то привлекателен только с точки зрения получения корпусов его цехов под склады», – пояснил Хазанов.
Эксперт также отметил, что рабочие поступили правильно, направив обращение вице-премьеру Абрамченко: теоретически из правительства может поступить поручение в Минпромторг России разобраться в ситуации с «Тяжстанкогидропрессом». Федеральные власти также могут, например, организовать совещание с участием представителей частного бизнеса, где их попросят обратить внимание на это предприятие.
Выплатят ли рабочим положенные зарплаты
Проблемы «Тяжстанкогидропресса» не могли не отразиться на сотрудниках. Еще весной объем задержки зарплаты оценивался более чем в 9 миллионов рублей, более поздние данные не обнародовались. Однако известно, что из-за сложной ситуации как минимум 30 рабочих уже написали заявления об увольнении. Депутат Вера Ганзя считает, что получить деньги рабочие смогут только при вмешательстве прокуратуры или иных правоохранительных органов, но также добавила, что действия правоохранителей напрямую зависят от того, кто дает поручение.
«В нашей стране надеяться в полном объеме на правоохранительные органы не стоит, так как тут очень важно, кто выдвигает поручение. В настоящее время самый высокий авторитет имеет администрация президента, нужно прямое распоряжение оттуда», – подчеркнула Ганзя.
Леонид Хазанов заявил, что выплата зарплат будет напрямую зависеть от количества денег, находящихся на счетах предприятия и поступающих извне по раннее выполненным заказам.
«Если этих денег не хватит, то долги по заработной плате могут быть погашены лишь за счет продажи имущества. Другого выхода при нынешнем положении дел я не вижу», – подытожил эксперт.
Фото: nztsg.ru