Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

Как россияне перешли на использование экосистем и не заметили этого

Для интеграции в экосистему компании покупают уже готовые сервисы с большим количеством пользователей

В телефоне каждого пользователя есть приложения, которые входят в определенную экосистему, но сам пользователь может об этом даже не догадываться. Крупные компании практически ежедневно приобретают новые сервисы и объединяют их в единую структуру. В материале «ФедералПресс» разбираемся, зачем это нужно самим компаниям и как экосистемы влияют на пользователей.

Что такое экосистемы

Экосистемы – это группы приложений и сервисов или других продуктов, которые связаны между собой и находятся в собственности одной компании. Термин пришел в бизнес-среду из биологии, где экосистемой называют сообщество микроорганизмов, которые могут взаимодействовать между собой, сотрудничать и таким образом совместно развиваться, чтобы выживать. Бизнес-экосистемы строятся по тому же принципу – компании объединяют сервисы в группы, чтобы выдерживать конкуренцию и выживать на рынке.

В России экосистемы продуктов есть у таких крупных коимпаний, как Яндекс, Сбер, Mail.ru Group, Тинькофф, МТС или Мегафон. Если посмотреть на полные списки сервисов и продуктов, которыми владеют эти компании, то в каждой экосистеме можно найти минимум 2-3, установленных в вашем телефоне. Подписки на музыку, онлайн-кинотеатры, доставка еды, такси, карты и платежные системы – почти все они являются частью какой-то экосистемы. В 2020 году агентство Spektr совместно с Aventica проанализировали, в какие сферы жизни россиян проникли экосистемы:

eb79068280125e2c8453dc03efe68016.jpg

Как устроены экосистемы

Задача экосистем – охватить как можно больше потребностей клиента сервисами одной компании: покупки, питание, авто и передвижение по городу, образование, дом, финансы, путешествия, развлечения и многое другое. Сервисы разных направлений развиваются независимо, их можно устанавливать и использовать по отдельности. Но совместно элементы экосистемы предоставляют более широкий функционал, поэтому разработчики их интегрируют друг в друга: голосовой ассистент может включать музыку или фильмы, а через сервис такси можно заказать доставку еды. При этом доступ ко всем возможностям одной системы доступен пользователям через один аккаунт.

Тренд не обошел стороной даже государственные структуры. Портал Госуслуги тоже формирует своего рода экосистему, он объединил налоговые сервисы, услуги в сфере здравоохранения, автотранспорта, образования, занятости населения и других направлениях. С помощью одного аккаунта самозанятые регистрируются в приложении Мой Налог, а граждане, сдавшие тест на COVID-19 узнают результаты в приложении Госуслуги СТОП Коронавирус. Кроме этого, государственный портал интегрируется с операторами связи и банками. Например, при авторизации на госуслугах через приложение мобильного оператора граждане могут получить электронную цифровую подпись (ЭЦП).

Зачем это компаниям

Крупные компании развивают свои продукты и тратят на это внушительные бюджеты. По отчетам за первое полугодие 2021 года, Сбер вложил в развитие экосистемы $1 млрд. За все время работы над сервисами «Сбер» вложил в них $2 млрд. За этот же период «Яндекс» потратил на развитие своей системы $237 млн, а Mail.ru Group около $97 млн.

Часто для интеграции в экосистему компании покупают уже готовые сервисы с большим количеством пользователей:

  • в 2020 году Сбер купил сервис 2ГИС, аудитория которого составляла примерно 50 млн пользователей
  • в 2016 году Mail.ru Group купила сервис по доставке еды Delivery Club
  • в 2013 году « Яндекс» купил сервис «КиноПоиск», который ежемесячно посещало 20,8 млн человек
  • в 2014 году Mail.ru Group полностью выкупила социальную сеть Вконтакте и стала ее единоличным владельцем? на момент покупки соцсеть ежемесячно посещало 52 млн пользователей;
  • в 2018 году «Яндекс» купил сервис «Едадил», которым на тот момент пользовалось около 10 млн человек;
  • в этом же 2020 году Сбер полностью выкупил Rambler Group, в том числе кинотеатр Okko, который вошел в экосистему.

Для чего экосистемы нужны пользователям

Для пользователей самым важным преимуществом стала единая платформа, на которой базируются все сервисы экосистемы. Если один раз завести аккаунт, с его помощью будет доступны все сервисы, и нет необходимости множество раз вводить логин и пароль. ID клиента (идентификатор) регистрируется во флагманском приложении, где хранится большинство данных. Например, в экосистеме Сбера это Сбербанк Онлайн, а в Яндексе – Яндекс.Паспорт.

Второе преимущество для пользователей – это выгода. Экосистемы предлагают доступ ко множеству сервисов по подписке, то есть пользоваться ими можно, ежемесячно оплачивая фиксированную стоимость услуг, которая как правило составляет от 199 до 999 рублей. По последним данным, 71% одобряют такую систему и готовы пользоваться ей постоянно.

Фото: unsplash.com; Spektr

Сюжет по этой теме
13 июля 2021, 16:34

Умная среда: инструкция по применению

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.