К 2025 году рынок такси обещает вырасти еще на 75 %, конкуренция между агрегаторами оказалась крайне высокой. «ФедералПресс» сравнил стоимость и качество услуг крупнейших сервисов такси в России: «Яндекс.Такси», «Ситимобил», Uber, Gett и «Максим».
«ФедералПресс» сравнил стоимость поездок на самых популярных федеральных агрегаторах такси. В Москве был выбран условный маршрут от Речного до Белорусского вокзала – около 12 километров. Для сравнения цен в провинциальных городах был взят Екатеринбург с маршрутом от железнодорожного вокзала до Южного автовокзала – около 6 километров.
Фиксировались цены на поездки в будний день в период относительно низкого спроса – 11:30 и высокого – 18:15 по местному времени.
«Яндекс.Такси»
По данным департамента транспорта Москвы, к концу 2020 года «Яндекс.Такси» вместе с Uber занимали более 70 % столичного рынка такси. Водители отмечают большое число заказов с высокой комиссией, пассажиры – быструю подачу. И те и другие обычно считают навигатор «Яндекса» лучшим в России.
Минимальная цена заказа по тарифу «Эконом» «Яндекс.Такси» не более 99 рублей. В эту сумму входит 2 километра и 4 минуты пути.
В тарифе «Яндекс.Такси» «Комфорт» минимальная стоимость поездки составляет 199 рублей. В эту сумму включено 3 минуты и 2 километра пути. Обыкновенно «Яндекс» подает такси быстрее других: к сервису подключено наибольшее количество водителей. В Москве такси зачастую можно вызывать за пару минут до выхода из дома, в регионах в среднем может потребоваться 5–7 минут. Заказать такси можно на сайте, в приложении и по телефону.
По уровню цен в эксперименте видно, что «Яндекс.Такси» в столице предлагает довольно высокую цену, компенсируя это быстрой подачей. В Екатеринбурге при низком спросе «Яндекс» бывает довольно дорогим, однако в часы пик цена растет не так сильно, как у других агрегаторов.
По подписке «Яндекс.Плюс» можно получить кешбэк 10 % с поездок по тарифу «Комфорт» и выше. Полученные баллы можно тратить на оплату заказов в «Такси» или других сервисах «Яндекса».
Из-за популярности сервиса водители попадаются разные. «Яндекс» не ответил на запрос «ФедералПресс» о том, каким образом происходит отбор водителей. Сами таксисты поделились, что в начале работы с сервисом водителям дают тест, в котором требуется соотнести улицы с районами города. Начать сотрудничать с сервисом довольно просто. Степень владения русским языком у водителей бывает разной.
Бывают случаи, когда водители отказываются ехать за город, если не действует повышающий коэффициент. К примеру, если поездка стоит 300 рублей. Если пользователь отказывается от заказа, он теряет деньги. Если отказывается водитель – у него снижается внутренний рейтинг.
Для водителей в тарифах «Эконом», «Комфорт», «Минивэн» и «Детский» комиссия – 18 %, в «Комфорте+» – 20,47 %, в Business – 24 %, в Premier и Élite – 20 %. Еще с каждого заказа списывается плата за ПО (5,50 руб. без НДС) и НДС.
Итоговую комиссию посчитаем так: возьмем поездку стоимостью 200 рублей. 18 % + НДС получается 36 рублей, + 6,48 рубля (это НДС к 18 %) – получается 42,48 рубля. Добавим 5,50 рубля + НДС – получается 5,50 + 0,99 рубля. Итого получается 48,97 рубля, что соответствует 24,48 %. Это комиссия «Яндекса» – без учета комиссии таксопарка.
В прошлом году, когда «Яндекс» активно продвигал свою подписку «Яндекс.Плюс», действовала скидка 10 % на поездки в тарифе «Комфорт» по этой самой подписке. При этом 10 % с заказа вычитались из гонорара водителя, а не сервиса. При высоких комиссиях отдавать еще 10 % со стоимости заказа никому не нравилось. В соцсетях пользователи отмечали, что таксисты сразу ставили пассажирам с такой скидкой оценку «0».
Водители делятся, что сейчас сервис не доплачивает им – заказов и так достаточно. Таксисты могут посмотреть на неделю вперед, в каком районе и в какое время будут повышенные гарантии минимальной стоимости поездки – синие зоны.
«Ситимобил»
Второй по популярности сервис в Москве – 23 % заказов легковых авто на конец 2020 года. Сервис принадлежит Mail.ru Group и Сберу. Система навигации, по отзывам пользователей, хуже, чем у «Яндекса»: система делает больше ошибок при определении местоположения водителя и пассажира.
Сервис предлагает несколько бонусов. В зависимости от количества поездок увеличивается уровень клиента, в зависимости от которого кешбэк вырастает с 5 до 20 %. Также с ростом уровня можно оплачивать 10–100 % от суммы заказа полученными бонусами. Заказ можно сделать по телефону, в приложении и на сайте.
В Москве «Ситимобил» предлагает довольно дешевые поездки в любое время дня. В регионах ситуация меняется. При низком спросе пользоваться сервисом выгодно. Однако мультипликатор спроса «Ситимобила», по всей видимости, работает активнее других: в периоды высокого спроса сервис становится почти самым дорогим среди конкурентов.
В «Ситимобиле» минимальная поездка стоит 200 рублей. Время подачи, как сервис сам пишет на своем сайте, – 7–10 минут. Также компания утверждает, что в «Ситимобиле» более пристальное внимание уделяется состоянию салона и профессионализму водителей, чем в «Яндексе». В Сети в целом согласны с такой позицией. «Ситимобил», в отличие от «Яндекса», не дает партнерство всем подряд. «Они очень избирательны в партнерах (так называемых парках). Соответственно, количество водителей в разы меньше», – пишет пользователь Павел Брух на «Яндекс.Кью».
«Помимо проверки водителя и его документов со стороны таксопарка, перед подключением к «Ситимобилу» каждый водитель партнера должен пройти еще несколько этапов проверки: на наличие и соответствие нашим требованиям к документам (действующие водительские права), а также стаж вождения не менее 3 лет. Мы предлагаем достойные условия для сотрудничества с сервисом, предоставляем возможность для дополнительного заработка водителям-партнерам (программа мотивации, бонусы и т. д.)», – рассказали «ФедералПресс» в пресс-службе сервиса.
За счет большей избирательности и меньшего числа водителей машины «Ситимобила» зачастую приезжают дольше. Комиссия компании составляет 15 %. Если водитель брендирует автомобиль символикой компании, комиссия снижается до 10 %. Дополнительно водитель получает ежемесячную выплату за брендирование от 4 тыс. до 8 тыс. рублей.
Водители говорят, что число заказов сравнительно небольшое, иногда у машины бывают простои, а для новичков приложение довольно запутанное. Среди плюсов они отмечают доплату за количество выполненных поездок в день, а также то, что точка Б сразу видна при принятии заказа, а сами заказы можно пропускать почти без последствий.
Продолжение текста со всей информацией об Uber, Gett и «Максим» читайте по ссылке.
Анализ проведен корреспондентом на основе личного опыта, отзывов пользователей сервисов и является субъективным восприятием журналиста.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский. Инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова