ГК «Яндекс.Такси» и «Ситимобил» контролируют 91 % столичного рынка такси. У Gett 6 %, а у других – менее процента. Во второй части исследования рынка такси – чем Uber все же отличается от «Яндекса», за счет чего живут небольшие агрегаторы и когда они оказываются лучше гигантов рынка.
В первой части материала мы рассказывали о преимуществах и недостатках «Яндекс.Такси» и «Ситимобила», о том, как отличаются их цены в Москве и регионах. В Москве был выбран условный маршрут от Речного до Белорусского вокзала – около 12 километров. Для сравнения цен в провинциальных городах был взят Екатеринбург с маршрутом от Железнодорожного вокзала до Южного автовокзала – около 6 километров. Фиксировались цены на поездки в будний день в период относительно низкого спроса – 11:30 и высокого – 18:15 по местному времени.
Uber
Источник «ФедералПресс», знакомый с рынком такси, рассказал, что опытные таксисты вспоминают работу в старом Uber как благословенные времена. До 2017 года нужно было сдавать экзамен на знание города и правил дорожного движения. Работники считались не таксистами, а персональными водителями. Не было и фиксированной стоимости поездки – была цена по таксометру.
У Uber была простая бизнес-модель: привлекать инвестиции и тратить их на субсидирование поездок. Это помогало агрессивно захватывать рынки по всему миру. Однако победить «Яндекс» это не помогало. В 2017 году у Uber было около 23 % рынка такси в Москве, тогда как у «Яндекса» – до 50 %. Uber впустую сжигал деньги, конкурируя с «Яндексом».
Вольное положение Uber не нравилось и российскому правительству, поскольку компания работала в стране фактически по нидерландскому законодательству. Тогда было принято решение о слиянии двух такси-гигантов. Теперь Uber в России работает на платформе «Яндекса», та же ситуация в Армении, Азербайджане, Белоруссии, Грузии и Казахстане.
Проблемы у Uber были по всему миру. В 2017 году выяснилось, что Uber скрыли факт кражи хакерами данных 57 млн пользователей сервиса. Компания заплатила хакерам 100 тыс. долларов за молчание и удаление похищенных данных. До этого с большими скандалами Uber законодательно выгнали из Испании и Франции. Реальная причина – недобросовестная конкуренция. Компания доплачивала таксистам, обеспечивая самые низкие цены на поездки, что не нравилось местным таксистам.
Сейчас Uber в «России» мало чем отличается от «Яндекс.Такси». С компаниями сотрудничают одни и те же водители, сервисы работают на одной платформе. По наблюдениям «ФедералПресс», цена поездки в Uber обычно на несколько рублей ниже, чем в «Яндексе».
Uber нельзя заказать по телефону – только используя приложение или сайт. Для заказа обязательно ввести свой номер телефона. Сервис имеет удобную навигацию, можно увидеть фото водителя, а после поездки оставить отзыв о нем.
В Москве минимальная стоимость заказа 129 рублей, в которые включены 5 минут и 4 километра пути. В других городах минимальная цена поездки – 55 рублей. На тарифе Select – так компания называет «Комфорт» –наименьшая стоимость поездки 169 рублей с минимальными 5 минутами и 3 километрами.
В Uber можно пригласить друга и получить скидку 30 % (до 100 рублей) себе и товарищу на три поездки. Таксисты рассказали «ФедералПресс», что сейчас заказов много, поэтому Uber, как и «Яндекс.Такси», не доплачивает водителям.
Бесплатно можно отменить поездку в течение 5 минут с момента заказа. Если водитель задерживается более чем на 5 минут от ориентировочного времени прибытия, плата за отмену не взимается.
С водителей Uber берет комиссию 20 % с каждого заказа вне зависимости от тарифа. Также таксисты могут рассчитывать на мотивационные бонусы в зависимости от выполненной работы.
Gett
В сервисе Gett taxi чаще всего работают водители, хорошо владеющие русским языком, приезжают в среднем более высококлассные машины. Таксисты говорят, что водителей мало и они выживают за счет корпоративных парков. Иногда из-за нехватки водителей сервис «вызывает» на помощь таксистов «Яндекса». Навигация в приложении слабее, чем в «Яндексе» и «Ситимобиле».
Стоимость заказа обычно самая высокая. Это подтверждает сравнение стоимости поездок: поездка на Gett выйдет почти на 100 рублей дороже, чем на других такси.
В Москве на «Экономе» минимальная стоимость 139 рублей, куда включено 3 километра и 6 минут пути. В «Комфорте» минимальная стоимость 199 рублей с 6 минутами и 2 километрами. В регионах минимальная стоимость примерно 70 и 100 рублей за «Эконом» и «Комфорт» соответственно.
Gett предлагает бонусы за приглашение друзей. Также у пользователей с количеством поездок растет рейтинг, поднимая который, можно получать скидку 5–25 % на поездки.
Сервис предъявляет высокие требования к водителям, из-за чего возникает большое количество блокировок. Комиссия Gett 18 %. По тарифу «Эконом» заказов бывает очень мало. При этом водители отмечают высокую стоимость и наличие предварительных заказов. Есть доплаты к тарифу и бонусы для таксистов.
«Максим»
Сервис заказа такси «Максим» и «Яндекс» развивались параллельно, при этом каждый занял свою нишу: у «Яндекса» города-миллионники, у «Максима» — малые и средние города. Сервис предлагает самую низкую цену. Сервис дает возможность самостоятельно повышать цену, чтобы водители обратили внимание на вашу заявку.
Из-за низких цен водителей мало, машину приходится ждать долго. Более того, сервис не доплачивает водителям, из-за чего популярность вашего заказа в «Максиме» обычно невысокая.
Автопарк составляют в основном иномарки не старше 3–5 лет. Отечественные авто встречаются в тарифе эконом, в тарифе бизнеc – только иномарки бизнес-класса.
Сервис предлагает кешбэк 5 % от суммы поездок, который поступает на счет в виде баллов в начале следующего месяца. Кешбэк могут получить те, кто совершил 3–5 поездок за месяц в зависимости от города, а также имеет общий стаж не менее 15 поездок.
В пресс-службе «Максима» «ФедералПресс» рассказали, что для водителей знание города – желательное, но с учетом развития навигации – не обязательное условие. Однако обычно проблем с тем, что водитель не знает, куда ехать, не возникает.
В «Максиме» есть водители, которые владеют русским языком лишь на бытовом уровне, но их доля мала. Система навигации также не идеальна: к примеру, сервис не смог определить адрес подачи при запросе «железнодорожный вокзал» – пришлось указывать адрес здания вокзала. Автоматически выбрать город по точкам А и Б сервис также не может – город нужно лично указывать, что может быть неудобно для клиентов, которые часто путешествуют между городами.
Комиссия сервиса одна из самых низких – 15 %. «В «Максиме» водители могут напрямую предлагать пассажирам свою цену поездки. Такая возможность помогает ускорить для пассажира подачу автомобиля в ситуации, когда цена заказа не соответствует ожиданию водителей по причине их отдаленности от адреса подачи, большого спроса в данный момент или каких-то других особенностей, которые система не может учесть при первоначальном расчете цены», – отметили в сервисе.
Если количество заказов будет достаточным, то с «Максимом» благодаря низким комиссиям и возможности самому устанавливать цену, водитель может заработать больше, чем с другими агрегаторами.
Анализ проведен корреспондентом на основе личного опыта, отзывов пользователей сервисов и является субъективным восприятием журналиста.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский