Ирбитский мотоциклетный завод продает свою продукцию по всему свету. Его мотоциклы покупают и голливудские звезды, и обычные люди. Но самому Ирбиту от широкой популярности выпущенных в нем мотоциклов особо ни тепло, ни холодно. Предприятие платит налоги в бюджет Ирбита, и этим его участие в жизни города, в общем-то, и ограничивается. О том, как живет прославленный производитель мотоциклов и его родной город, – в материале «ФедералПресс».
Второй по популярности в России
Число мотоциклов, используемых россиянами, составляет в настоящее время приблизительно 2,3 млн штук. В их структуре первенствуют мотоциклы «Иж», производившиеся на Ижевском машиностроительном заводе (в 2008 году их выпуск был прекращен), – 672 тыс. штук, или 30 % от общего количества мотоциклов в нашей стране. Второе место занимают мотоциклы «Урал», производимые на Ирбитском мотоциклетном заводе (ИМЗ), – 320 тыс. штук, или 14 %. Таковы результаты подсчетов специалистов аналитического агентства «Автостат».
В том, что популярностью пользуются российские марки на фоне широкого распространения иностранных моделей, нет ничего удивительного: качество у них хорошее. В августе ИМЗ как раз представил на отечественном рынке новый мотоцикл «Урал Gear Up 2022» стоимостью около 1,2 млн рублей. Он адаптирован под требования экологического стандарта «Евро-5».
На сегодняшний день ИМЗ – единственное в России предприятие, выпускающее тяжелые мотоциклы, и одно из немногих в мире, производящее мотоциклы с боковой коляской. Ему очень тяжело пришлось в 1990-е годы, когда стали сокращаться государственные заказы на мотоциклы (их много поставлялось Министерству обороны России) и пришлось переходить на иностранные комплектующие.
Зато предприятие стало развивать экспорт, и сейчас его мотоциклы продаются по всему миру – в США и Канаде, Европе, Японии и Южной Корее и др. Его продукция есть в гаражах знаменитого актера Брэда Питта и лидера музыкальной группы Aerosmith Стивена Тайлера. Мотоцикл «Урал» можно увидеть в боевике «Призрачный гонщик – 2». В США «Уралы» вообще стали настоящей легендой и пользуются большой популярностью среди байкеров и фанатов мотоциклов, хотя в стране есть и свой национальный бренд – Harley-Davidson.
«99 % наших мотоциклов уходит на экспорт, – рассказывал в 2020 году исполнительный директор ИМЗ Владимир Курмачев. – В прошлом году на родине мы продали всего 45 машин. Всего в среднем в год мы выпускаем 1200 машин» (цитируется ТАСС).
От былого величия ИМЗ мало что осталось: ранее на нем трудилось 9,5 тыс. человек, теперь же – не более 150. Тем не менее, судя по данным системы «СПАРК-Интерфакс», дела у ИМЗ идут достаточно неплохо, предприятие постепенно увеличивает доходы. В 2019 году его выручка составила 639,5 млн рублей, в 2020-м – 689,6 млн рублей. Растет и рентабельность – в 2019 году убытокИМЗ состави9,1 млн рублей, в ковидном 2020 завод получил 8,4 млн рублей чистой прибыли.
Интересным представляется состав акционеров ИМЗ. Согласно информации «СПАРК-Интерфакс», 3,6 % ее уставного капитала принадлежит некой Елене Румянцевой (родившейся в 1940 году на Украине), остальное – группе «ИМЗ-Урал», в свою очередь контролируемой американской IMZ-Ural Group. Выходит, стратегическое развитие ИМЗ, являющегося без преувеличения национальным достоянием России, определяется из-за океана.
Ворох проблем
На фоне благополучия ИМЗ Ирбит сталкивается с комплексом проблем, которые пока не удается решить. Начнем с того, что численность населения города неумолимо снижается: если в 1987 году в нем проживало 53 тыс. человек, то сегодня — немногим более 36 тыс. жителей.
Одновременно идет сокращение трудоспособного населения, обусловленное рабочей миграцией – люди уезжают на заработки в Екатеринбург и другие крупные города Урала. Cреди покидающих Ирбит много молодежи – она не видит перспектив для карьеры, хотя работу на местных предприятиях все-таки можно найти. Остаются лишь пенсионеры и предпенсионеры.
По словам депутата Ирбитской городской думы Михаила Смердова, из 36 тыс. человек трудоспособного населения минимум 5 тысяч работают в Екатеринбурге и Тюмени, ездят на вахту на Север.
Еще юноши и девушки покидают Ирбит с целью получения высшего образования – в городе есть только филиалы Уральского федерального университета и Уральского городского экономического университета. Поэтому их манит Екатеринбург, Тюмень и вся большая Россия. «Есть те, кто прописаны в Ирбите, а в действительности учатся в Екатеринбурге и Тюмени», – указывает Михаил Смердов.
Против развития Ирбита играет и неоднозначное положение дел с жильем. С одной стороны, в городе вводят в эксплуатацию новые дома, с другой – объемы жилищного строительства сравнительно невелики, ежегодно возводится менее 30 домов. Причем в 2019 году вообще не было построено хотя бы одного многоквартирного здания (вводились лишь личные дома), в 2020-м – только одно, в 2021-м – опять ни одного. Рост цен на стройматериалы в 2020–2021 годах не добавляет оптимизма.
«В три раза подорожало железо, дерево. Если сделан проект дома стоимостью в 100 млн рублей, то как тогда строить?»– констатировал Михаил Смердов.
Помощи ждать придется долго
Среди проблем, которые до сих пор не решены в Ирбите, – состояние очистных сооружений, несколько лет назад вышедших из строя. В ближайшее время должны быть объявлены торги на строительство новых очистных сооружений стоимостью 840 млн рублей. Они уже проводились в августе нынешнего года, и на них не было подано заявок. Зато питерское НПО «ГлавЭнергоСеть» подалов управление ФАС по Свердловской области жалобу. В ней«ГлавЭнергоСеть» заявила о занижении цены торгов на 19 %, но ведомство жалобу не приняло.
Впрочем, даже по заниженным ценам строительство очистных сооружений в Ирбите – непростая задача. При планируемых в 2021 годах доходах городского бюджета в 2,164 млрд рублей его расходы ожидаются на уровне 2,187 млрд рублей, то есть он дефицитен и без помощи региональных властей столь дорогой проект не потянет. В любом случае, вряд ли они будут быстро сооружаться.
Основными статьями расходов бюджета Ирбита являются образование и жилищно-коммунальное хозяйство. Затраты на социальные вопросы не превышают и 10 % от величины расходов. По сути, город вынужден финансировать все существующие социальные объекты, включая и бывшие ранее на балансе ИМЗ и иных предприятий.
Помощь от них Ирбиту совершенно разная. Как ни удивительно, больше всех ее оказывает Ирбитский молочный завод. ИМЗ же, наоборот, особо в жизни Ирбита не участвует.
«Больше всех дает денег в бюджет и еще помогает городу молочный завод, – говорит Михаил Смердов. – Мотозавод сильно городу не помогает».
В общем-то, не удивительно: если у ИМЗ главные рынки сбыта находятся за границей, если там он получает основные доходы, то для его владельцев Ирбит лишь место, где расположено производство, и не более того. А то, что в нем живут его работники, и то, что город нуждается в серьезной поддержке в нынешнее непростое время, их, видимо, не волнует. Когда непосредственно самому ИМЗ понадобится помощь, его акционеры вряд ли постесняются ее попросить у нашего государства.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин