Цены на газ в мире стремительно растут, а российский рынок экспортных поставок практически монопольно занят одним поставщиком, который находится на пределе возможностей. Аналитики Bank of America проанализировали, способна ли Россия поставлять на европейский рынок больше газа и какие компании от этого выиграют. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Bank of America 28 сентября опубликовал отчет с говорящим названием: «Цены на газ подскочили, вырисовывается борьба за экспорт». В документе аналитики подробно исследуют, что происходит на мировом рынке газа и как Россия могла бы зарабатывать на этом больше.
На фоне опасений дефицита газа цены на него в Европе резко выросли – с начала года в четыре раза. Аналитики напоминают, что «Газпром» не может увеличить поставки в силу ряда объективных причин: например, добыча компании приближается к историческому пику. Также неблагоприятно влияют на поставки истощение запасов российских месторождений «Газпрома» авария на Ново-Уренгойском газоперерабатывающем заводе. (Об аварии на установке деэтанизации Уренгойского завода подготовки конденсата – см. Как авария в Новом Уренгое повлияла на экологию).
Однако именно сейчас – самое благоприятное время, чтобы наращивать экспорт газа: цены на него растут не только в Европе. Например, стоимость тонны сжиженного газа в Северо-Восточной Азии в сентябре выросла на 50 % и превысила тысячу долларов. На европейском рынке стоимость СПГ достигала 900 долларов, увеличившись за месяц более чем на 40 %. Прогноз цен говорит о том, что цены будут расти и дальше. Например, банк Citigroup ожидает, что цены на газ в Азии и Европе в следующем квартале вырастут в два раза. «В случае холодной зимы и ураганов в Мексиканском заливе можно ожидать еще больших ценовых всплесков – до 3500 долларов за 1000 кубометров. Эта стоимость эквивалентна цене барреля нефти в 580 долларов», – говорится в отчете банка.
Экспортные цены российского газа отстают от этой динамики. Цены на российский трубопроводный газ в Китае заметно ниже, чем в Европе и ниже, чем у стран-конкурентов. По оценкам «Интерфакса», средняя цена поставок в КНР в III квартале составила $171 за 1000 куб. м. Другие поставщики продают свое топливо дороже: туркменский газ стоил $238 за 1000 куб. м, казахский – $195, узбекский – $193, пишет «Интерфакс». «Прежде всего это происходит из-за привязки стоимости газа к стоимости мазута и газойля с девятимесячным лагом», – отмечал директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков в комментарии «Ведомостям». Он пояснял, что из-за этой привязки цена контракта оказывается ниже, чем на споте, но не подвержена резким колебаниям.
С низких цен платятся и невысокие налоги. По подсчетам главного стратега «Арикапитала» Сергея Суверова, при привязке налогообложения к биржевым ценам налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для монополии мог бы составить 904 млрд рублей. «Это в 3,8 раза больше, чем компания платит сейчас. Экспортная пошлина при этом составила бы 2,2 трлн рублей», – говорит Суверов. А совокупные «недополученные» доходы государства составляют порядка 1,8 трлн руб. По его словам, для расчета цены кубометра газа целесообразно применять ступенчатую формулу: чем выше цена, тем выше доля налогов в этой цене. «Это позволило бы максимизировать прибыль и компаний, и государства», – сказал он.
Выходом для российского бюджета могла бы стать и либерализация рынка газа, которую предлагает «Роснефть». Напомним, крупнейшая нефтяная компания страны попросила разрешить ей экспортировать 10 млрд кубометров газа в год в Европу через агентское соглашение с «Газпромом», при этом выплачивая на эти объемы повышенный уровень НДПИ.
Американские аналитики высоко оценивают эту инициативу. «Роснефть» направила в правительство широко обсуждаемое предложение по либерализации экспорта трубопроводного газа. Мы считаем, что либерализация будет выгодна России, как позволит стране увеличить долю на мировом газовом рынке и обеспечить соответствие поставок нормам Третьего энергопакета», – указано в отчете. (Требования, изложенные в принятом Евросоюзе в 2009 году третьем энергопакете, обязывают «Газпром» обеспечить доступ к своей «трубе» третьим лицам, то есть другим поставщикам – прим. редакции). А с учетом снижения добычи газа в Европе и ограничения поставок СПГ российские независимые производители газа (Роснефть, Новатэк) могут найти новых покупателей без ущерба существующим контрактам Газпрома.
«Когда Новатэк запускал Ямал СПГ, у Газпрома тоже были опасения относительно конкуренции СПГ и трубопроводного газа. Однако опасения не материализовались, т.к. с момента запуска экспорта СПГ Новатэком Газпром нарастил экспорт трубопроводного газа в Европу, а не снизил. Пример СПГ может стать хорошим аргументом в споре Роснефти с Газпромом относительно либерализации экспорта трубопроводного газа», – говорится в документе.
Как подчеркивают аналитики, у «Роснефти» достаточно ресурсной базы для экспорта газа. «Газпром» – по понятным причинам – противится идее либерализации экспорта, указывая на то, что у «Роснефти» в данный момент не хватает газа для исполнения контрактных обязательств. Но у «Роснефти» есть проекты «Роспан» и Харампур, и в 2022 году они дадут около 10 млрд куб. м дополнительной добычи газа по сравнению с 2021 годом», – отмечается в отчете.
По оценкам Bank of America экспорт 10 млрд куб. м газа позволит «Роснефти» заработать 0,3–0,8 млрд долларов EBITDA при цене 200–300 долл./тыс. куб. м.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева